МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 10-14 ЛЕТ.

ИМЯ БЕДЫ - НАРКОТИК

ИМЯ БЕДЫ - НАРКОТИК

          Все чаще можно услышать слово «наркомания» и это не может не настораживать. Как правило, знакомство с наркотиками происходит из любопытства, стремления все самому испытать, познать новые ощущения. Чаще всего это случается в компании подростков, где есть человек, испытавший ранее действие запретного плода. Знает ли подросток, на какой путь он становится, предполагает ли о возможных трагических последствиях?!

          Попасть в сети наркотиков легко и быстро. Рабом их может стать любой. Из года в год увеличивается число лиц, попадающих в зависимость от наркотиков.

          Наркоман – это диагноз на всю жизнь, сколько не завязывай, а какая-то часть сознания всегда будет тянуться к наркотикам, и всегда возможен срыв.

          Наркотики – это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызвать изменение психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости. Все виды наркотиков влияют на рассудок и поведение человека.

          Наркомания – заболевание, характеризующееся зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Наркомания – не только смерть от болезней или передозировки, но и убийства, распространение преступности.

          Еще одна особенность наркотиков: к ним очень легко можно пристраститься, но очень сложно остановиться, даже если человек этого хочет сам.

          Эффект при приеме наркотика может быть стимулирующим, снотворным или галлюциногенным. К стимулирующим легальным наркотикам относятся алкоголь, табак, кофеин. К тормозящим – опиум, морфин, героин, снотворные препараты и транквилизаторы. К галлюциногенным – ацетон, клей, некоторые грибы, экстази, конопля, гашиш.

          Человек, употребляющий наркотики, прежде чем стать зависимым проходит четыре стадии: знакомство и экспериментирование, регулярное употребление, злоупотребление, зависимость.

          Существует психологическая и физическая зависимость от наркотиков.

          Психологическая зависимость означает, что человек испытывает потребность принимать наркотики все чаще и в больших количествах. Одновременно утрачивается способность чувствовать себя хорошо без наркотиков. Сроки наступления зависимости зависят от личностных особенностей человека и факторов, способствующих этому.

          Физическая зависимость – проявление протеста организма против прекращения употребления наркотиков, то есть возникает абстинентный синдром. Абстинентные расстройства возникают в результате отсутствия наркотика, особенно алкоголя и опиатов.

          Другой симптом – толерантность – возникает в случае, когда для достижения одного и того же эффекта требуется все большее количество наркотиков.

          Став зависимым от наркотиков, человек сталкивается с множеством проблем. Желание уйти от этих проблем находит опять же свое решение в употреблении наркотиков. Так создается иллюзия ухода от проблем, образуется так называемый порочный круг.

          Не надо стремиться попробовать в жизни все. Эксперименты с наркотиками всегда заканчиваются ущербом для себя и никогда не проходят бесследно. Если последствия не наступили сразу, они обязательно скажутся в течение дальнейшей жизни.

          У каждого человека есть выбор: познать наркотик или познать мир. Не следует думать, что употребление наркотиков поможет справиться с депрессией и разочарованиями, с апатией и безразличием. Наоборот, улучшая настроение на миг, они вызывают новые проблемы.

          Отдельные наркотики (алкоголь, табак) могут приобретаться без всяких ограничений, поэтому говорить о них как о наркотиках не принято. А такие, как конопля, опиум и прочие – нелегальны.

          В молодежной среде наибольшее распространение получили психостимуляторы синтетического происхождения (экстази, ЛСД), опиаты (опий, морфий, героин), производные конопли (марихуана, гашиш), насвай.

          Марихуана и гашиш – производные конопли (каннабиса).

          Марихуана представляет собой высушенную и измельченную массу всего растения, она может плотно спрессована в комки и курят этот наркотик, смешивая с табаком.

          Гашиш – смесь смолы, пыльцы и измельченных верхушек конопли, темно-коричневого цвета, похожая на пластилин. Гашиш имеет сладкий запах, напоминающий запах ладана, его едят, пьют и курят с помощью специальных приспособлений. Курение гашиша вызывает состояние алкогольного опьянения, которое создает приподнятое настроение, уверенность в себе, снижение тормозных функций и способности здраво рассуждать.

          Длительное употребление конопли может привести к пониженной выработке лейкоцитов, что ведет к снижению иммунитета, к недостаточному насыщению легких кислородом, к нарушению сердечной деятельности, задержке полового созревания у мальчиков, нерегулярности или отсутствию месячных у девочек.

          Опиатами называют наркотики, получаемые из опийного мака. Опиаты вызывают состояние эйфории, спокойствия, умиротворения. Включаясь в обменные процессы, опиаты приводят к быстрому (иногда после 1-2 приемов) возникновению сильной психической и физической зависимости.

          Признаки опийного опьянения: необычная сонливость в самое разное время, несвязная или, наоборот, слишком ускоренная речь, покрасневшие и мутные глаза, плохая координация движения, снижение болевой чувствительности. Действие наркотика продолжается 6-12 часов. Последствия употребления опиатов – это поражение печени, мозга, разрушение зубов, снижение иммунитета, уровня интеллекта, высокий риск заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом, опасность передозировки.

          Экстази – пользуется популярностью в молодежной среде. Распространяется в виде разноцветных таблеток, капсул, порошков. Наркотическое действие препарата продолжается от 3 до 6 часов. Возбуждается центральная нервная система. Под воздействием этого наркотика человек может выдерживать физические и эмоциональные нагрузки, не спать. Однако затем наступает обратная отрицательная реакция.

          После прекращения действия наркотика наблюдается состояние апатии, подавленности, сильной усталости. Это состояние может продолжаться несколько дней, так как организму требуется время на восстановление утраченных сил.

          Насвай. Раньше для его изготовления применяли растение «нас». Сейчас основным компонентом являются махорка или табак. Добавляют в смесь также гашеную известь, золу различных растений, куриный помет.

          Насвай закладывают в рот, стараясь не допустить попадания порошка на губы, которые в таком случае покрываются волдырями. Проглоченные крупинки или слюна могут вызвать тошноту, рвоту.

          Наркотики вызывают серьезные проблемы. Каждый год обращаются к врачу сотни людей, у которых употребление наркотиков вызвало физические и духовные заболевания. Наркомания дорогое удовольствие и для этого нужно много денег. Если сам подросток столько не зарабатывает и у родителей взять нечего, дело кончается преступлением. В состоянии наркотического опьянения или с целью получения денег на наркотики совершаются преступления, которые в ином случае могло не быть. Вместо того чтобы найти решение проблемы, наркоманы все больше употребляют наркотики для того, чтобы вообще забыть о ее существовании.

          У человека появляется агрессия либо глубокая депрессия. Чем больше стаж употребления наркотиков, тем больше поражаются внутренние органы. Развивающиеся заболевания ведут к смертельному исходу. Смертность среди наркоманов очень велика. Причинами смертности являются:

передозировка наркотических препаратов. Наркоман, как правило, дозу устанавливает сам, особенно при кустарном приготовлении наркотика. По мере дальнейшего употребления углубляется привыкание к определенной дозе и требуется ее увеличение;

несчастные случаи во время действия наркотика. Люди, употребляющие наркотики, теряют контроль над своим поведением и склонны к поступкам, опасным для жизни своей и других;

поражение внутренних органов (печени, сердца, почек и других);

самоубийства и преступления, возникающие в период глубокой депрессии при синдроме отмены наркотика;

возникновение инфекционных и венерических болезней.

          Как распознать подростка, употребляющего наркотики?

          Физиологические симптомы:

расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;

несвязанная, замедленная или ускоренная речь;

потеря аппетита или чрезмерное употребление пищи;

хронический кашель;

плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);

расстройство желудочно-кишечного тракта.

          Поведенческие признаки:

беспричинное возбуждение или вялость;

безразличие ко всему, ухудшение памяти, внимания;

уходы из дома, частые прогулы в школе по непонятным причинам;

бессонница, сонливость;

пропажа из дома ценностей;

изворотливость, лживость;

самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;

стремление избегать общения с людьми, с которыми раньше были близки.

          Наиболее очевидные признаки:

следы уколов (особенно на венах), порезы, синяки;

бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;

закопченные ложки и фольга;

пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;

капсулы, пузырьки, жестяные банки.

          Вся романтика, которой окружены наркотики, сомнительна. Ни один наркоман на первой стадии знакомства не расскажет о том, что с ним случится, если он не примет дозу. Более того, что на первом этапе общения может показаться, что никогда не встречал такого скромного и интеллигентного собеседника. Через каждое слово он будет ссылаться на известных писателей и музыкантов, говорить о том, что многие произведения искусств появились на свет именно благодаря наркотикам, что только так можно расширить сознание, изменить себя. Рано или поздно вам предложат попробовать наркотик. А на вашу фразу о том, что вы-то знаете, что только в первый раз всегда бесплатно, рассмеется вам в лицо, заявив, что ему не нужны деньги – просто, если вы захотите в этом разобраться, вы должны испытать все сами. А еще он скажет, что с первого раза еще никто не подсаживался и с вами будет все в порядке. Но, если вашему знакомому не дать употребить дневную дозу, то из скромного и обаятельного он превратится в дикого и неуправляемого человека, у которого в жизни есть только одна цель – «уколоться».

          Наркоман за год подсаживает на иглу пять-шесть человек. Почему? Потому что так можно заработать на очередную дозу и его нисколько не волнует ваша судьба и проблемы, и то, что рано или поздно вы окажетесь в его шкуре, и будете так же искать способы найти деньги на то, без чего будет немыслимо ваше существование.

          Немало талантливых и великих людей стало наркоманами, но нет на свете такого наркомана, который стал бы великим человеком.

          Как вы можете помочь своему ребенку?

          Старайтесь узнать как можно больше про все, что касается злоупотребления наркотиками.

          Всегда интересуйтесь тем, что делают и с кем дружат ваши дети, в каких компаниях проводят время. По возможности познакомьтесь с друзьями своих детей.

          Беседуйте со своим ребенком, интересуйтесь его переживаниями. Никогда не отказывайте ему в возможности что-либо обсудить с вами. Ваша категоричность, а нередко и жестокость могут вызвать замкнутость или обман со стороны ребенка. Всегда помните об этом.

          Говорите о наркотиках. Нельзя, чтобы эта тема стала запретной. Ребенок должен точно знать вашу позицию по отношению к наркотикам. Не ждите, когда у него появятся явные признаки употребления наркотиков. Не дайте ему застать вас врасплох. Старайтесь узнать как можно больше про все, что касается злоупотребления наркотиками. Вооруженные знаниями вы будете иметь перевес.

          Если вы заподозрили, что ваш ребенок употребляет наркотики, внимательно приглядитесь к нему. Полезно записать особенности его поведения, чтобы потом проанализировать. Перед тем, как провести с ребенком первый серьезный разговор, поднимите свои записи, запаситесь доводами, почему возникли ваши подозрения. Вступайте в разговор, если ребенок в нормальном трезвом состоянии, держите себя в руках.

          В разговоре делайте упор на конкретные примеры изменившегося поведения. Отвергая поведение ребенка, старайтесь подчеркнуть свою любовь к нему.

          Будьте готовы к отрицанию или вспышке сильного раздражения со стороны ребенка, он попробует надавить на ваши чувства. Но ваша твердая позиция как раз и будет для него наилучшей заботой.

          Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в своих подходах. Вы должны держаться вместе и не давать ребенку использовать ваши противоречия между собой.

          Основные причины, по которым подростки прибегают к употреблению наркотических средств:

бессилие перед возникшими проблемами и ситуациями;

неумение противостоять более сильной личности или группе;

стремление выразить протест против общества, родителей, учителей.

          Что должно вас насторожить?

резкие изменения в поведении ребенка (старание избегать родителей, односложные и уклончивые ответы по телефону, потеря интереса к старым друзьям и прежним занятиям, включая учебу или работу);

агрессивное, взвинченное настроение или, наоборот, беспричинная апатия, не имеющая под собой оснований;

необычный вид глаз ребенка: чрезмерно суженные или, наоборот, расширенные зрачки, покрасневшие белки;

мелкие кровяные пятна на белье, следы уколов или неглубоких множественных порезов кожи на руках и ногах вдоль вен;

повышенное внимание к домашней аптечке;

появление в речи ребенка новых выражений, типа «джеф», «мулька», «кайф», «ширнуться» и других;

появление подозрительных знакомых (часто намного старше самого ребенка), воровство денег и вещей из дома.

          Как разорвать паутину?

          Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время, обратитесь к специалисту-наркологу. Не следует бояться слова «нарколог», так как в данной ситуации помочь вам сможет только профессионал. Вместе вы сможете обдумать, как убедить ребенка прийти на прием.

          Отношение к наркотикам должно быть однозначным: не принимать ни при каких обстоятельствах!

 

 

свернуть

Памятка для педагогов и родителей по выявлению употребления наркотиков несовершеннолетними

Памятка для педагогов и родителей по выявлению употребления наркотиков несовершеннолетними

                Сознательно стать наркоманом вряд ли кому-нибудь хочется. Каждый вступивший на путь общения с наркотиками успокаивает себя тем, что с ним ничего страшного не случится. Вместе с тем, постоянно развивающиеся технологии привели к созданию синтетических наркотиков, при употреблении которых привыкание происходит практически сразу после первого приема. Здесь и таится главная и непоправимая ошибка, так как если подросток даже и захочет бросить пагубную привычку, то вряд ли в любой момент сможет самостоятельно это сделать.

                Существуют определенные признаки, которые указывают на то, что подросток может употреблять наркотические средства:

  1. Безосновательное исчезновение из дома на достаточно длительное время. Полная потеря интереса к семейным делам. Отношения становятся более холодными, безразличными, недоверчивыми, закрытыми, чужими. Крайняя раздражительность и краткость (да, нет, нормально) ответов на вопросы.
  2. Пропуски занятий в школе, снижение успеваемости в учебе, потеря интереса к учебе, труду, просмотру телепередач.
  3. Возникновение долгов, исчезновение ценных вещей и денег из дома, кражи.
  4. Исчезновение из дома или появление у подростка таких химических веществ, как уксус, питьевая сода, перманганат калия, йод, ацетон и другие растворители, флаконы с неизвестными жидкостями.
  5. Нахождение у подростков шприцев, игл, резиновых жгутов, таблеток, пакетиков со странным содержимым: порошком, сушенными грибами, кусочков ваты с высохшим лекарством.
  6. Появление в лексиконе подростков новых жаргонных слов: баян, машина — шприц, колеса — таблетки; драп, дурь, ширка — названия наркотических веществ и т.п.
  7. Наличие у подростков следов от инъекций в любой части тела, особенно на предплечье.
  8. Изменения в поведении: необоснованная агрессивность, злобность, замкнутость, изменение круга друзей, неряшливость, которые не были свойственными ранее.
  9. Нарушение сна (бессонница или чрезвычайно продолжительный сон, сон днем, тяжелое пробуждение и засыпание, тяжелый сон).
  10. Нарушение аппетита (резкое повышение аппетита или его отсутствие, изменение пищевых пристрастий, предпочтение сладких кондитерских изделий, постоянный отказ от жирной и мясной пищи, появление чрезвычайной жажды).
  11. Колебания размера зрачков (зрачки резко расширены или сужены до булавочной головки) и цвета кожи (резко бледная, сероватая).
  12. Частые возвращения домой в состоянии, напоминающем алкогольное опьянение при отсутствии запаха алкоголя, координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, стремление не попадаться на глаза и быстро лечь в постель.
  13. Стремление избегать одежды с короткими рукавами даже в жаркую погоду.
  14. Незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды. Наличие у подростков одного или нескольких из выше перечисленных признаков не дает оснований для утверждения того, что подросток употребляет наркотики, однако это должно побуждать родителей, педагогов и близких подростка принять предупредительные меры.

                Если Вы заметили указанные признаки в поведении Вашего ребенка, то в первую очередь:

  1. Помните, что борьба со злом не приведет к успеху без ликвидации его корней. Не ищите причин несчастья только в самом подростке. Возможно, они кроются в структуре семейных взаимоотношений, школьной жизни и т.д. Даже если Вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след от укола, это не означает, что ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением. Постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.
  2. Не старайтесь собственными силами решить данную проблему. Незамедлительно обратитесь к квалифицированным специалистам: врачу-наркологу, психиатру-наркологу, психотерапевту, которыми будет оказана необходимая консультативная и лечебно- реабилитационная помощь. Убедите ребенка в необходимости помощи специалистов наркологической службы, которую можно получить анонимно.
  3. Оказывайте поддержку. Подросток должен чувствовать: что бы с ним ни произошло, он может с Вами откровенно поговорить об этом. Как бы ни было трудно, очень важно, чтобы родители беседовали с детьми о последствиях потребления наркотических средств.
  4. Поощряйте интересы и увлечения своего ребенка, которые должны стать альтернативой наркотику.
  5. Не отмахивайтесь от ребенка, когда он хочет о чем-то Вам рассказать, не ссылайтесь на занятость, возможно, именно этот разговор с Вами поможет ему сделать важный нравственный выбор, а Ваш совет удержит его от совершения непростительной ошибки!

                Последовательность действий педагогов и администрации учреждений образования при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков:

  1. Предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников и потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учреждения образования будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
  2. Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивым.
  3. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.
  4. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
  5. Необходимы просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно-популярной информации среди родителей.

                Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия:

  1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или законным представителям несовершеннолетнего.
  2. При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача- нарколога, психиатра- нарколога, представителей правоохранительных органов.
  3. Организовать индивидуальные встречи подростков и (или) их родителей с врачом- наркологом, врачом-психотерапевтом.
  4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

                Если у Вас возникли подозрения. Что подросток находится в состоянии наркотического опьянения, необходимо:

  1. Увести учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
  2. Немедленно поставить в известность администрацию школы.
  3. Срочно вызвать медицинского работника школы.
  4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как состояние наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или законных представителей .
  5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков.
  6. При совершении подростком хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов

 

свернуть

Алгоритм взаимодействия сотрудников правоохранительных органов и педагогических работников учреждений образования при выявлении обучающихся, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества

Алгоритм взаимодействия сотрудников правоохранительных органов и педагогических работников учреждений образования при выявлении обучающихся, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества

Основные признаки потребления наркотиков:

заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды;

бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет;

чрезмерно широкие или узкие зрачки;

круги под глазами;

сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос;

сухость губ или повышенное слюноотделение;

потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель;

появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя);

следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки);

появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), свертков, в том числе из фольги, полиэтиленовых пакетиков с «замками», желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом;

появление таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов;

сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее;

неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии;

вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельные движения; 

Порядок действий педагогов при обнаружении наркотиков:

  1. При подозрении в том, что подросток потребляет наркотики:

при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;

предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;

после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;

по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;

внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного;

нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;

не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;

в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы;

  1. При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:

если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции;

при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД;

в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.

 

В помощь педагогу:

Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:

как можно лучше изучить специфику проблем, свя­занных с наркотиками (социальных, медицинских, психоло­гических, юридических);

предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле вос­приятия и активного вовлечения всех присутствующих в об­суждение);

с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих об­суждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охва­тить необъятное;

позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слай­ды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.

 

свернуть

Закон РБ от 13.07.2012 О наркотических средствах

Статья 17.6_19.3_19.4_

                                                                       Статья 17.6_19.3_19.4_

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 10-14 ЛЕТ.