Здоровый образ жизни

"Школа - территория здоровья"

Проект "Школа - территория здоровья"

  1. Информационная карта проекта

 Место реализации проекта

ГУО «Речковская средняя школа».

 Идея проекта

Организация совместной деятельности в тандеме: педагоги, обучающиеся, законные представители, социальные партнеры по  сохранению здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании ценности здоровья и здорового образа жизни.

 Участники

Директор, заместители директора, педагог-психолог, классные руководители, обучающиеся, родители, представители  «Речковская врачебная амбулатория», обслуживающий персонал.

 Сроки реализации проекта

2020-2022 годы.

 Информационное обеспечение

Информационные стенды, интернет-сайт учреждения образования.

  1. Обоснование и актуальность проекта

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения  в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Проблема здоровья учащихся вышла из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому основой деятельности по здоровьесбережению стало учреждение образования, где приоритетом является забота о сохранении здоровья обучающихся, формирование понятия ценности здоровья и создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения.

В рейтинге жизненных ценностей молодого поколения здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью финансового благополучия, семьи, дружбы и общения. Последствия такого невнимания, а подчас и безответственного отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте. Низкая мотивация у учащихся к ведению здорового образа жизни, отсутствие понятия ценности здоровья, снижает эффективность здоровьесберегающей среды учреждения образования, чем и обусловлена актуальность проекта «Школа –  территория здоровья».

Проект «Школа - территория здоровья» реализуется в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» и предполагает создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). В учреждении образования проект будет реализован посредством совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

3. Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья обучающихся

В государственном учреждении образования «Речковская средняя школа» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.

На 01.01.2020 года в учреждении образования насчитывается             150 обучающихся. Имеется 11 учебных кабинетов, 1 компьютерный класс, спортивный зал, кабинет педагога-психолога. Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время – на стадионе.

Работает столовая на 72 места, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в учебное время. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику.

В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов, классных комнат, групп продленного дня.

При исследовании социального статуса семей учащихся было выявлено, что число многодетных семей составляет – 37 (141 детей), неполных семей – 9 (в них 13 детей). Семей, воспитывающих детей-инвалидов – 4. Один учащийся воспитывается в приёмной семье.

Учебные занятия в I–XI классах организованы в одну смену. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в I классе – 35 минут.

Ежегодно в период зимних  и летних каникул для обучающихся организовывается отдых и оздоровление в оздоровительном лагере c дневным пребыванием на базе учреждения образования.

Значительное место в образовательном процессе занимает пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимостей.

Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции. Учителя физической культуры и здоровья обеспечивают участие в районной спартакиаде учащихся Ивацевичского  района.

Проводятся тематические мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков, направленные на формирование здорового образа жизни, семейных и духовных ценностей, на недопущение вовлечения учащихся в деструктивные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент.

Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

4. Цели и задачи проекта

Цель: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

– формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;

– формировать психологическую установку на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

– создать систему содержательного, информационного, материально – технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

– создать в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

– внедрение во все предметные области образования здоровьесозидающих технологий;

– коррекция протестного поведения учащихся (табакокурение, ранняя алкоголизация, рискованное половое поведение; наркозависимость и др.).

5. Ожидаемые результаты от реализации проекта

Повышение компетенций в вопросах здоровьесбережения и здорового образа жизни.

Увеличение доли учащихся, вовлеченных в активную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.

Снижение доли учащихся с вредными привычками.

Снижение заболеваемости по сезонным заболеваниям.

Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного проекта.

Положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности.

План мероприятий по реализации проекта «Школа – территория здоровья»

п/п

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1.      Общие организационные мероприятия:

 

1.1.

Издание приказа о внедрении проекта

 

Позняк В.Н.,

директор

1.2.

Создание межведомственной рабочей группы, в составе:

- директора;

- заместителей директора по учебной и воспитательной работе;

- социального педагога;

- педагога-психолога;

- законных представителей несовершеннолетних;

- обучающихся;

- фельдшера;

- врача общей практики.

Февраль

Позняк В.Н.,

директор

1.3.

Разработка Положения о деятельности учреждения по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, размещение его на информационных стендах школы, интернет сайте учреждения образования

Февраль

Кот Н,В.,

заместитель директора по воспитательной работе

1.4.

Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта

Февраль

Кот Н.В.,

заместитель директора по воспитательной работе

Домась Е.Ю., заместитель директора по учебной работе

1.5.

Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках

Март,

далее – постоянно

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

1.6.

Ознакомление всех педагогических работников учреждения, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, заседаний педсовета

Март – май

Позняк В.Н.,

директор

1.7.

Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе

Март – май

Гаукович Т.М., педагог-организатор

1.8.

Проведение анкетирования:

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

Март

Кот В.С.,

фельдшер Речковской амбулатории

1.9.

Проведение мониторинга соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ГУО «Речковская средняя школа»

Ежегодно при проведении плановой проверки

Врач общей практики

2. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

2.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач

 

Содержание, мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

2.1.1.

Вырезка старых деревьев на территории школы

Март

(ежегодно)

Козловский А.Г.,  заместитель директора по хозяйственной части

2.1.2

Нанесение разметки на территории школы о принципах здорового питания

Май

(ежегодно)

Кот Н.В., заместитель директора по воспитательной работе,

учителя физической культуры и здоровья

2.1.3

В каждом классе обеспечить наличие схем зрительно-двигательных траекторий на стене (офтальмотренажеры)

Сентябрь (ежегодно)

Классные руководители

1-11 классов

2.1.4

Оформление учебных кабинетов I ступени общего среднего образования плакатом

 «Сиди правильно»

Август

(ежегодно)

Классные руководители

1-11 классов

2.1.5

Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения

В течение проекта

Домась Е.Ю., заместитель директора по учебной работе,

Кот Н.В.,

заместитель директора по воспитательной работе

2.1.6

Разработка плана озеленения территории учреждения образования

Январь

(ежегодно)

Домась Е.В., учитель трудового обучения

2.1.7

Высадка зеленых насаждений

Май

(ежегодно)

Домась Е.В., учитель трудового обучения

2.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

2.2.1.

Проведение ежегодных медосмотров обучающихся, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья

Ежегодно

Речковская врачебная амбулатория

2.2.2.

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса

В течение проекта

Педагогические работники учреждения образования

2.2.3

Расписание игровых, учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся  различных возрастных групп

Январь, сентябрь

(ежегодно)

Домась Е.Ю., заместитель директора по учебной работе,

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

2.2.4

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

Январь, сентябрь

(ежегодно)

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

2.2.5

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (ОБЖ, физическая культура и здоровье, биология, химия, история, литература, география и др.)

По учебным программам в течение проекта

Учителя -предметники

2.2.6

Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся и отклонений в здоровье

Постоянно

Домась Е.Ю.,

заместитель директора по учебной работе,

учителя-предметники

2.2.7

Медицинское обследование учащихся призывного возраста

По срокам военкомата

Медицинские работники

2.2.8

Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья:

- через проведение уроков по ОБЖ;

 - проведение классных часов, бесед,

круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья;

 - привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья

 

 

В течение проекта

В течение проекта

 

В течение проекта

Учителя-предметники, классные руководители, педагог социальный, врачи УЗ «Ивацевичская   ЦРБ»

2.2.9

Организация оптимального двигательного режима в течение учебного дня

 - правильное размещение учащихся при посадке;

 - гимнастика до уроков (1- 11 классы);

 - физминутка на уроках (1-11 классы);

 - гимнастика для глаз на каждом уроке;

 - режим проветривания;

 - динамические паузы между уроками

Ежедневно,

постоянно

Классные руководители 1-11 классов

 

 

Учителя-предметники

2.2.10.

Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров

В течение проекта

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе,

Гацукович Т.М.,  педагог-организатор,

классные руководители

1-11 классов

2.2.11.

Проведение «Дней здоровья»

В течение проекта

Трында Л.И.,

Селюжицкая О.В.,

учителя физической культуры и здоровья,

классные руководители

1-11классов

2.2.12.

Использование методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки

В течение проекта

Педагогические работники,

законные представители обучающихся

2.2.13.

Проведение мероприятий по оптимизации двигательного режима.

Проведение «Подвижных перемен»

В течение проекта

Гацукович Т.М.,

педагог-организатор

2.2.14.

Оказание психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

В течение проекта

Шадрина Ю.А.,

педагог-психолог

2.2.15

Акция «Чистые руки»

Каждый четверг

Классные руководители

1-11 классов

2.2.16

Акция «Здоровый выбор!»

Ежемесячно

Гацукович Т.М.,

педагог-организатор

2.2.17

Акция «День без мобильного телефона»

1 день в месяц

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе,

классные руководители 1-11 классов

2.3. Мероприятия по улучшению питания обучающихся:

2.3.1

Выполнение распорядка питания согласно режиму

Постоянно

Позняк В.Н.,

директор,

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

2.3.2.

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

Ежемесячно

Позняк В.Н.,

директор,

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

2.3.3.

Своевременное обновление дефектного инвентаря, посуды

В течение проекта

 

2.3.4.

Выполнение натуральных норм питания

Ежедневно

Кот Е.К., шеф-повар

2.4. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

2.4.1.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

Ежегодно в июне

Позняк В.Н.,   

директор,

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

2.4.2.

Презентация проведенных в течение учебного года мероприятий

Ежегодно в июне

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

         

 

  1. 6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.Снижение показателей заболеваемости детей.

2.Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.

3.Повышение качества и уровня обучения школьников.

4.Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

5.Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

6.Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

7.Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

  1. БАЗОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ЯВЛЯЮТСЯ:
  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
  1. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.  Общее руководство осуществляет совет учреждения.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • проведение физкультминуток;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;
  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • проведение обязательного медицинского обследования.

 Просветительское  направление предполагает

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).

  Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

 Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

 Диагностическое  направление предполагает:

  • проведение  мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;
  • режим дня, бытовые условия;
  • внешкольная занятость дополнительными занятиями.
  1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
  • здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
  • здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ:
  2. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  3. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
  4. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  5. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  6. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  7. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  8. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  9. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  10. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.
  11. Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
  12. Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  13. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
  14. ФОРМЫ РАБОТЫ:

1.Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
  • динамические паузы;
  • индивидуальные занятия;
  • организация спортивных перемен;
  • дни здоровья;
  • физкульминутка для учащихся;
  • организация летних оздоровительный лагерей с дневным  пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

  • открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, ОБЖ;
  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

 

 

Проект "Школа - территория здоровья"

  1. Информационная карта проекта

 Место реализации проекта

ГУО «Речковская средняя школа».

 Идея проекта

Организация совместной деятельности в тандеме: педагоги, обучающиеся, законные представители, социальные партнеры по  сохранению здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании ценности здоровья и здорового образа жизни.

 Участники

Директор, заместители директора, педагог-психолог, классные руководители, обучающиеся, родители, представители  «Речковская врачебная амбулатория», обслуживающий персонал.

 Сроки реализации проекта

2020-2022 годы.

 Информационное обеспечение

Информационные стенды, интернет-сайт учреждения образования.

  1. Обоснование и актуальность проекта

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения  в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Проблема здоровья учащихся вышла из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому основой деятельности по здоровьесбережению стало учреждение образования, где приоритетом является забота о сохранении здоровья обучающихся, формирование понятия ценности здоровья и создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения.

В рейтинге жизненных ценностей молодого поколения здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью финансового благополучия, семьи, дружбы и общения. Последствия такого невнимания, а подчас и безответственного отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте. Низкая мотивация у учащихся к ведению здорового образа жизни, отсутствие понятия ценности здоровья, снижает эффективность здоровьесберегающей среды учреждения образования, чем и обусловлена актуальность проекта «Школа –  территория здоровья».

Проект «Школа - территория здоровья» реализуется в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» и предполагает создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). В учреждении образования проект будет реализован посредством совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

3. Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья обучающихся

В государственном учреждении образования «Речковская средняя школа» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.

На 01.01.2020 года в учреждении образования насчитывается             150 обучающихся. Имеется 11 учебных кабинетов, 1 компьютерный класс, спортивный зал, кабинет педагога-психолога. Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время – на стадионе.

Работает столовая на 72 места, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в учебное время. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику.

В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов, классных комнат, групп продленного дня.

При исследовании социального статуса семей учащихся было выявлено, что число многодетных семей составляет – 37 (141 детей), неполных семей – 9 (в них 13 детей). Семей, воспитывающих детей-инвалидов – 4. Один учащийся воспитывается в приёмной семье.

Учебные занятия в I–XI классах организованы в одну смену. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в I классе – 35 минут.

Ежегодно в период зимних  и летних каникул для обучающихся организовывается отдых и оздоровление в оздоровительном лагере c дневным пребыванием на базе учреждения образования.

Значительное место в образовательном процессе занимает пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимостей.

Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции. Учителя физической культуры и здоровья обеспечивают участие в районной спартакиаде учащихся Ивацевичского  района.

Проводятся тематические мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков, направленные на формирование здорового образа жизни, семейных и духовных ценностей, на недопущение вовлечения учащихся в деструктивные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент.

Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

4. Цели и задачи проекта

Цель: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

– формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;

– формировать психологическую установку на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

– создать систему содержательного, информационного, материально – технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

– создать в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

– внедрение во все предметные области образования здоровьесозидающих технологий;

– коррекция протестного поведения учащихся (табакокурение, ранняя алкоголизация, рискованное половое поведение; наркозависимость и др.).

5. Ожидаемые результаты от реализации проекта

Повышение компетенций в вопросах здоровьесбережения и здорового образа жизни.

Увеличение доли учащихся, вовлеченных в активную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.

Снижение доли учащихся с вредными привычками.

Снижение заболеваемости по сезонным заболеваниям.

Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного проекта.

Положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности.

План мероприятий по реализации проекта «Школа – территория здоровья»

п/п

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1.      Общие организационные мероприятия:

 

1.1.

Издание приказа о внедрении проекта

 

Позняк В.Н.,

директор

1.2.

Создание межведомственной рабочей группы, в составе:

- директора;

- заместителей директора по учебной и воспитательной работе;

- социального педагога;

- педагога-психолога;

- законных представителей несовершеннолетних;

- обучающихся;

- фельдшера;

- врача общей практики.

Февраль

Позняк В.Н.,

директор

1.3.

Разработка Положения о деятельности учреждения по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, размещение его на информационных стендах школы, интернет сайте учреждения образования

Февраль

Кот Н,В.,

заместитель директора по воспитательной работе

1.4.

Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта

Февраль

Кот Н.В.,

заместитель директора по воспитательной работе

Домась Е.Ю., заместитель директора по учебной работе

1.5.

Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках

Март,

далее – постоянно

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

1.6.

Ознакомление всех педагогических работников учреждения, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, заседаний педсовета

Март – май

Позняк В.Н.,

директор

1.7.

Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе

Март – май

Гаукович Т.М., педагог-организатор

1.8.

Проведение анкетирования:

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

Март

Кот В.С.,

фельдшер Речковской амбулатории

1.9.

Проведение мониторинга соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ГУО «Речковская средняя школа»

Ежегодно при проведении плановой проверки

Врач общей практики

2. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

2.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач

 

Содержание, мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

2.1.1.

Вырезка старых деревьев на территории школы

Март

(ежегодно)

Козловский А.Г.,  заместитель директора по хозяйственной части

2.1.2

Нанесение разметки на территории школы о принципах здорового питания

Май

(ежегодно)

Кот Н.В., заместитель директора по воспитательной работе,

учителя физической культуры и здоровья

2.1.3

В каждом классе обеспечить наличие схем зрительно-двигательных траекторий на стене (офтальмотренажеры)

Сентябрь (ежегодно)

Классные руководители

1-11 классов

2.1.4

Оформление учебных кабинетов I ступени общего среднего образования плакатом

 «Сиди правильно»

Август

(ежегодно)

Классные руководители

1-11 классов

2.1.5

Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения

В течение проекта

Домась Е.Ю., заместитель директора по учебной работе,

Кот Н.В.,

заместитель директора по воспитательной работе

2.1.6

Разработка плана озеленения территории учреждения образования

Январь

(ежегодно)

Домась Е.В., учитель трудового обучения

2.1.7

Высадка зеленых насаждений

Май

(ежегодно)

Домась Е.В., учитель трудового обучения

2.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

2.2.1.

Проведение ежегодных медосмотров обучающихся, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья

Ежегодно

Речковская врачебная амбулатория

2.2.2.

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса

В течение проекта

Педагогические работники учреждения образования

2.2.3

Расписание игровых, учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся  различных возрастных групп

Январь, сентябрь

(ежегодно)

Домась Е.Ю., заместитель директора по учебной работе,

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

2.2.4

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

Январь, сентябрь

(ежегодно)

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

2.2.5

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (ОБЖ, физическая культура и здоровье, биология, химия, история, литература, география и др.)

По учебным программам в течение проекта

Учителя -предметники

2.2.6

Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся и отклонений в здоровье

Постоянно

Домась Е.Ю.,

заместитель директора по учебной работе,

учителя-предметники

2.2.7

Медицинское обследование учащихся призывного возраста

По срокам военкомата

Медицинские работники

2.2.8

Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья:

- через проведение уроков по ОБЖ;

 - проведение классных часов, бесед,

круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья;

 - привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья

 

 

В течение проекта

В течение проекта

 

В течение проекта

Учителя-предметники, классные руководители, педагог социальный, врачи УЗ «Ивацевичская   ЦРБ»

2.2.9

Организация оптимального двигательного режима в течение учебного дня

 - правильное размещение учащихся при посадке;

 - гимнастика до уроков (1- 11 классы);

 - физминутка на уроках (1-11 классы);

 - гимнастика для глаз на каждом уроке;

 - режим проветривания;

 - динамические паузы между уроками

Ежедневно,

постоянно

Классные руководители 1-11 классов

 

 

Учителя-предметники

2.2.10.

Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров

В течение проекта

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе,

Гацукович Т.М.,  педагог-организатор,

классные руководители

1-11 классов

2.2.11.

Проведение «Дней здоровья»

В течение проекта

Трында Л.И.,

Селюжицкая О.В.,

учителя физической культуры и здоровья,

классные руководители

1-11классов

2.2.12.

Использование методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки

В течение проекта

Педагогические работники,

законные представители обучающихся

2.2.13.

Проведение мероприятий по оптимизации двигательного режима.

Проведение «Подвижных перемен»

В течение проекта

Гацукович Т.М.,

педагог-организатор

2.2.14.

Оказание психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

В течение проекта

Шадрина Ю.А.,

педагог-психолог

2.2.15

Акция «Чистые руки»

Каждый четверг

Классные руководители

1-11 классов

2.2.16

Акция «Здоровый выбор!»

Ежемесячно

Гацукович Т.М.,

педагог-организатор

2.2.17

Акция «День без мобильного телефона»

1 день в месяц

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе,

классные руководители 1-11 классов

2.3. Мероприятия по улучшению питания обучающихся:

2.3.1

Выполнение распорядка питания согласно режиму

Постоянно

Позняк В.Н.,

директор,

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

2.3.2.

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

Ежемесячно

Позняк В.Н.,

директор,

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

2.3.3.

Своевременное обновление дефектного инвентаря, посуды

В течение проекта

 

2.3.4.

Выполнение натуральных норм питания

Ежедневно

Кот Е.К., шеф-повар

2.4. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

2.4.1.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

Ежегодно в июне

Позняк В.Н.,   

директор,

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

2.4.2.

Презентация проведенных в течение учебного года мероприятий

Ежегодно в июне

Кот Н.В.,   заместитель директора по воспитательной работе

         

 

  1. 6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.Снижение показателей заболеваемости детей.

2.Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.

3.Повышение качества и уровня обучения школьников.

4.Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

5.Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

6.Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

7.Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

  1. БАЗОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ЯВЛЯЮТСЯ:
  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
  1. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.  Общее руководство осуществляет совет учреждения.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • проведение физкультминуток;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;
  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • проведение обязательного медицинского обследования.

 Просветительское  направление предполагает

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).

  Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

 Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

 Диагностическое  направление предполагает:

  • проведение  мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;
  • режим дня, бытовые условия;
  • внешкольная занятость дополнительными занятиями.
  1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
  • здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
  • здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ:
  2. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  3. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
  4. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  5. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  6. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  7. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  8. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  9. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  10. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.
  11. Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
  12. Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  13. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
  14. ФОРМЫ РАБОТЫ:

1.Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
  • динамические паузы;
  • индивидуальные занятия;
  • организация спортивных перемен;
  • дни здоровья;
  • физкульминутка для учащихся;
  • организация летних оздоровительный лагерей с дневным  пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

  • открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, ОБЖ;
  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

 

 

 

свернуть
Ещё в этом разделе