Профилактика игромании

Причины возникновения компьютерной зависимости у несовершеннолетних

Проведенный научной  анализ  показал, что наиболее  уязвимыми в плане формирования зависимости  азартных и компьютерных игр являются подростки. Переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подростки не обладают еще устоявшимися стратегиями поведения в отношении с взрослыми и сверстниками, испытывают трудности  в социальной адаптации, находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир игры.  Тревогу вызывает тот факт, что в процессе азартной игры подростки часто поддерживают свое состояние эйфории, употребляя алкоголь или психоактивные вещества. Это является основанием относить особенности подросткового возраста к факторам риска формирования у молодых людей аддиктивной стратегии взаимодействия с миром.

Исследователями доказано, что алкогольная, наркотическая и игровая зависимости имеют много общих признаков и механизмов возникновения и развития. Однако проведенный анализ позволяет нам констатировать факт, что в настоящий момент еще недостаточно изучены последствия формирования игровых зависимостей у подростков, блокирующих механизмы развития социально значимой личности, не исследованы условия педагогической профилактики данных зависимостей в общеобразовательном учреждении, отсутствуют достаточно эффективно работающие профилактические программы.

Азартными  считаются   игры, в  которых выигрыш  полностью или в значительной  степени  зависит  не от искусства играющих, а  от  случая. Азартные  игры  связаны  не только  с многочисленными неблагоприятными межличностными  финансовыми, криминальными и психиатрическими  последствиями, но и с  опасностями ранней  сексуальной жизни, например  беременностью.

Азартные  игры  провоцируют  у  подростков  повышение   сексуальной активности. Эту закономерность  выявили ученые из США   при  исследовании  темнокожих подростков имеющих пристрастие  к азартным  играм  в начальной  школе.  Предыдущие  исследования  на аналогичную  тему уже   продемонстрировали, что  существует  связь  между азартными  играми и проблемами  поведения подростков.

Нарушение  поведения детей зависит  от незрелости, несформированности личности, обусловлено сложным взаимодействием биологического  фактора, резидуально-органической церебральной недостаточности и социального  фактора.

В настоящее  время с повсеместным распространением  игровых автоматов проблема   зависимости не только подростков, но и взрослых  людей стала  ещё более  актуальной.

Расстройство  поведения у подростков  определяется такими  качествами, как ложь, воровство, вандализм, импульсивность, злоупотребление  психоактивными  веществами, а  также  словесной и физической  агрессией, жестокостью по отношению к  людям и домашним  животным. Результаты  анализа  также продемонстрировали, что  89% подростков, играющих в  азартные  игры, вступали в сексуальные  связи  до  18  лет, причем у 9% опрошенных были  случаи заболеваний,  передающихся  половым  путем. Доктор  Сильвия Мартинс (Silvia Martins)  комментируя  эти  данные  отметила, что есть  определенно  связь  между  азартными  играми, ранним наступлением половой  жизни и повышенной  сексуальной  активностью.

Причины возникновения компьютерной зависимости могут  быть различными:

·         отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье;

·         отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;

·         неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;

·         общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости.

Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:

·         нежелание отвлечься от игры с компьютером;

·         раздражение при вынужденном отвлечении;

·         неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером;

·         забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;

·         пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

·         злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

·         готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

·         угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.

Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в общеобразовательной школе. Изменить ситуацию, на наш взгляд, может разработка и практическое применение комплексных программ педагогической профилактики игровых зависимостей у подростков.

В настоящее  время в  школах, по мнению  Л.И. Колесниковой (Россия) имеются  программы  по профилактике игровой зависимости для подростков 15-16 лет. Программа состоит из нескольких модулей: 1. Молодые игроки. 2. Полоса везения. 3. Ожидаемый результат. Старшеклассники прослеживают все ступени, по которым спускаются вниз к проблемной игровой зависимости:

1.     Сначала победа дает тебе «кайф», ты возвращаешься за еще большей «дозой», ты уже не замечаешь денежные потери или оправдываешь их временным невезением, жизненные трудности и проблемы тебя уже не волнуют.

2.     Затем, начинаешь чувствовать вину, тебе не везет, ты «лузер», начинают преследовать денежные потери, берешь деньги в долг, чтобы продолжить игру, ставишь уже большие суммы на кон игры, ты продолжаешь думать, что ты еще сможешь выиграть в следующий раз.

3.     Ты все еще думаешь, что ты сможешь отыграть хоть какую-то сумму, чтобы отдать долги, но терпишь опять неудачу, ты снова решаешь, где достать деньги, чтобы продолжить игру, но ты уже все варианты использовал, больше брать их негде, остается только последнее - нелегальный способ, ты «увяз по уши», у тебя начинается паника. Все ученики выражают единое мнение, что они бы не хотели оказаться в таком состоянии. Работа с транспарантом «Путешествие назад» дает представление о том, с чего надо начинать возвращение к здоровому образу жизни, и как помочь тому, кто уже на пути к игровой зависимости.

В целях профилактики   в  школах  необходимо  внедрять   в учебно-воспитательный процесс модели педагогической профилактики игровых зависимостей, а  также  научить  несовершеннолетних  преодолевать проблемы социальной адаптации, с ориентированием молодых людей на позитивные виды деятельности, альтернативные азартным играм.

Сегодня, как показало исследование, наиболее реальными и результативными являются программы педагогической профилактики, организованные на микроуровне, т е включающие работу в ближайшей среде обитания подростков - в семье, школе, в пи – группах. Профилактическая работа по исправлению форм игровых аддикций на мезоуровне (действующая на уровне региона) или на макроуровне (рассматриваемая в рамках государства) нуждается в создании и развитии научно - исследовательской теоретической и практической базы, которая послужит основой для проведения комплексных мер на уровне национальных проектов и программ.

свернуть

Социальные последствия игромании

Консультация для родителей: «Компьютерная и игровая зависимость у детей»

 

   Играя в компьютерные игры, телефон, электронные игрушки ребенок не проявляет инициативу, не фантазирует, не придумывает, не воображает. 

   Попадая в виртуальный мир, ребенок чувствует себя свободным, легко и гораздо более защищенным, чем в реальном мире. Это соблазнительное чувство может способствовать развитию компьютерной зависимости. Результатом избыточного погружения в компьютерные игры может явиться появление таких качеств, как неспособность планировать и прогнозировать свои действия, доводить дело до конца, концентрироваться и регулировать свое поведение.

Рекомендации родителям

       Не спешите знакомить своего ребенка с электронными игрушками, компьютером и электронными играми до школы.

  1. Научите ребенка проводить время, не прибегая к помощи электронных игр. Вместе с ребенком придумайте ему хобби (рисование, конструирование, оригами, поделки).
  2. Не рекомендуется допускать ребенка к компьютеру чаще 1 -2 раз в неделю, а также поздно вечером или перед сном.
  3. Методы давления на ребёнка в данном случае не допустимы. Не угрожайте, что отберете телефон, отключите интернет и т.п. Намного эффективнее тактика замещения компьютера более полезными и интересными делами.
  4. Следует дозировать и ограничивать время проведения ребенка за компьютером и предварительно об этом договариваться.
  5. Найдите первопричину проблемы. Может быть, что уход в компьютер, это уход от реальных проблем: проблем со сверстниками, неудачной детской влюбленности или чего-то ещё? Постарайтесь выявить, что не так. И помогите ребёнку как минимум разговором, сочувствием и передачей опыта в ситуации, с которой он столкнулся.
  6. Больше общайтесь, мягко расспросите о переживаниях, увлечениях. Проявляйте интерес к жизни ребёнка как можно чаще, дайте понять, что вы любите и заботитесь. Покажите, что реальное общение, забота и любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном.
  7. Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и личностных качеств. Можно показать ребенку игры, способствующие развитию внимания, памяти, мышления, воображения.
свернуть

Консультация для родителей: «Компьютерная и игровая зависимость у детей»

 

   Играя в компьютерные игры, телефон, электронные игрушки ребенок не проявляет инициативу, не фантазирует, не придумывает, не воображает. 

   Попадая в виртуальный мир, ребенок чувствует себя свободным, легко и гораздо более защищенным, чем в реальном мире. Это соблазнительное чувство может способствовать развитию компьютерной зависимости. Результатом избыточного погружения в компьютерные игры может явиться появление таких качеств, как неспособность планировать и прогнозировать свои действия, доводить дело до конца, концентрироваться и регулировать свое поведение.

Рекомендации родителям

       Не спешите знакомить своего ребенка с электронными игрушками, компьютером и электронными играми до школы.

  1. Научите ребенка проводить время, не прибегая к помощи электронных игр. Вместе с ребенком придумайте ему хобби (рисование, конструирование, оригами, поделки).
  2. Не рекомендуется допускать ребенка к компьютеру чаще 1 -2 раз в неделю, а также поздно вечером или перед сном.
  3. Методы давления на ребёнка в данном случае не допустимы. Не угрожайте, что отберете телефон, отключите интернет и т.п. Намного эффективнее тактика замещения компьютера более полезными и интересными делами.
  4. Следует дозировать и ограничивать время проведения ребенка за компьютером и предварительно об этом договариваться.
  5. Найдите первопричину проблемы. Может быть, что уход в компьютер, это уход от реальных проблем: проблем со сверстниками, неудачной детской влюбленности или чего-то ещё? Постарайтесь выявить, что не так. И помогите ребёнку как минимум разговором, сочувствием и передачей опыта в ситуации, с которой он столкнулся.
  6. Больше общайтесь, мягко расспросите о переживаниях, увлечениях. Проявляйте интерес к жизни ребёнка как можно чаще, дайте понять, что вы любите и заботитесь. Покажите, что реальное общение, забота и любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном.
  7. Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и личностных качеств. Можно показать ребенку игры, способствующие развитию внимания, памяти, мышления, воображения.
свернуть

Информация для родителей: Игровая зависимость у подростков: как найти выход?

        Приобретая для подростка компьютер, родители полностью уверены, что их чадо должно расти и развиваться в ногу со временем, и что его никогда не коснется эта ужасная игровая зависимость. Процесс привыкания длительный и, на первый взгляд, незаметный. И только когда все симптомы зависимости налицо, родители начинают бить тревогу.

Игровая зависимость у подростков: признаки

   Когда ребенок сидит за компьютером, для большинства родителей это удобно, поскольку подросток находится всегда в их поле зрения, а не гуляет без дела на улице. Момент привыкания ребенка к компьютеру уловить довольно трудно, поэтому родители замечают неладное только тогда, когда компьютерная зависимость полностью поглотила помыслы их ребенка.

Признаки игровой зависимости у подростков:

·         плохая успеваемость;

·         апатия, отсутствие интереса к жизни и окружающему миру;

·         депрессия;

·         отсутствие аппетита;

·         нарушение сна;

·         чрезмерная агрессия при отсутствии доступа к компьютеру;

·         повышенный интерес к денежным средствам.

      При появлении таких признаков зависимости родителям следует, прежде всего, найти причину, по которой подросток чрезмерно увлекся компьютерной игрой. Возможно, понадобится помощь профессионального психолога или психиатра.

Игровая зависимость у подростков: как вылечить

     Процесс лечения компьютерной зависимости довольно длительный и трудоемкий. Причем в положительном результате должен быть заинтересован не только сам подросток, но также все его окружение (родители, родственники, друзья). Игровая зависимость у подростков не лечится быстро, возможно у вас уйдет немало времени и сил, но выход есть. В данном случае нужно понимать, что после того как ребенку придется отказаться от игр, в его жизни образуется ниша, которую нужно будет заполнить более полезными увлечениями, занятиями, делами.

     Лечением зависимости подростков должен заниматься опытный психолог, который путем психоанализа поможет устранить как причины, так и последствия вредного для здоровья ребенка увлечения компьютерной игрой. Помимо других методов, врач назначит комплекс медикаментозного лечения в зависимости от степени сложности заболевания. Показаниями для медикаментозного лечения чаще всего являются такие нарушения состояния здоровья ребенка, как депрессия, апатия, возникшие в результате отказа от компьютерных игр.

        Следует отметить, что в группе риска игровой зависимости находятся подростки от 12 до 16 лет, у которых при обследовании обнаруживается завышенная или заниженная самооценка. В любом случае, проблему необходимо решать незамедлительно, а не пускать на самотек.

Компьютерная зависимость

     Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни? В нашей клинике «Альтернатива» разработана комплексная программа лечения компьютерного рабства.

Как формируется зависимость?

    У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.

Основные типы компьютерной зависимости

  • Зависимость от Интернета (сетеголизм)
  • Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)

Сетеголизм

Сетеголиками (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски к близким.

Есть некоторые признаки сетеголика:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • увеличение времени, проводимого онлайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Кибераддикция

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры: 
I. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности). 
II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Признаки компьютерной зависимости:

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,
  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
  • Отказ от общения с друзьями.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).

Диагностика компьютерной зависимости

  Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен очень сложно. Первый шаг в лечении пациента – это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования. Всю остальную работу Вы можете смело доверить профессионалу. Как правило, компьютерной зависимости подвержены люди, которые неуверенны в себе, испытывают трудности в общении, неудовлетворенность своей жизнью, имеющие низкую самооценку и комплексы. Уже после первого сеанса у психотерапевта игроман начинает более критично воспринимать свое пагубное пристрастие. Окончательно изменить себя и избавиться от компьютерной зависимости можно после курса психотерапии.

 Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности. Основой лечения являются сеансы психотерапии. В случае обнаружения скрытой депрессии поводится лекарственное лечение. Психокоррекция проводится как индивидуально, так и в группах. В результате лечения улучшаются взаимоотношения с близкими и сверстниками, воспитываются волевые качества, повышается самооценка, формируются новые жизненные увлечения. Очень важно провести работу не только с игроманом, но и с членами его семьи. Только при их содействии результаты лечения будут прочными, а внутрисемейные отношения – гармоничными. На индивидуальных лечебных сеансах психотерапевт освобождает пациента «игрового гипноза», формирует у него безразличие к азартной игре.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
свернуть

СПИСОК организаций Брестской области, оказывающих помощь населению при развитии зависимости к азартным играм

 

Наименование организации

Адрес

Телефон

1.

УЗ «Брестский областной наркологический диспансер»

224003, г. Брест

пер. Брестских дивизий, 2

(80162)

531982

534554

2.

УЗ «Пинский наркологический диспансер»

225710, г. Пинск

ул. Рокоссовского, 8

(80165)

336409

3.

УЗ «Барановичская центральная поликлиника» филиал «Барановичский городской наркологический диспансер»

225320, г. Барановичи ул. Парковая, 53

(80163)

487373

487357

СВЕРНУТЬ
свернуть