Единый день информирования

Единый день информирования ФЕВРАЛЬ

16.02.2023

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ”О ВСЕБЕЛОРУССКОМ НАРОДНОМ СОБРАНИИ“

16.11.2022

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(ноябрь 2022 г.)

 

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ”О ВСЕБЕЛОРУССКОМ НАРОДНОМ СОБРАНИИ“

Материалы подготовлены

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе сведений Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь,

государственных СМИ

 

  1. ПРИДАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ВСЕБЕЛОРУССКОМУ НАРОДНОМУ СОБРАНИЮ

Фундаментом политического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие. Белорусский народ, являясь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета, реализует свое право на участие в решении государственных дел.

Ярким примером самостоятельного выбора белорусами своего настоящего и будущего явился республиканский референдум 27 февраля 2022 г. Поддержав подавляющим большинством изменения и дополнения в Основной Закон Республики Беларусь (82,86% от принявших участие в голосовании граждан), граждане сделали ставку на эволюционные преобразования в стране.

Для нас с вами решения референдума – фундаментальные, стратегические направления, по которым необходимо работать, – подчеркнул Глава государства А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС, Собрание) и изменения избирательного законодательства. – Решение поставленных задач требует построения надлежащей правовой основы.

Новая редакция Основного Закона Республики Беларусь закрепила дополнительный механизм сдержек и противовесов в политической системе нашей страны: в соответствии со статьей 891 Всебелорусское народное собрание выступает как высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.

В соответствии со статьей 142 Конституции Республики Беларусь ”в течение двух лет после вступления в силу изменений и дополнений Конституции законы, предусмотренные в Конституции, указы и распоряжения Президента должны быть приведены в соответствие с Конституцией“.

Проект Закона Республики Беларусь ”О Всебелорусском народном собрании“ (далее проект Закона) разработан во исполнение статьи 144 Конституции Республики Беларусь, а также пункта 4 плана подготовки законодательных актов на 2022 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 508.

Цель подготовки проекта Закона законодательная регламентация конституционных положений, направленных на расширение участия граждан в управлении делами общества и государства.

Предметом правового регулирования проекта Закона является комплексное определение порядка формирования ВНС и реализации им своих полномочий, принципов и организационных основ его деятельности, механизмов рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции ВНС.

При разработке проекта Закона учитывался опыт западноевропейской правовой системы, законодательных актов государств постсоветского пространства. В то же время данный законопроект можно с полным основанием считать уникальным опытом правового регулирования государственного устройства. В нем выражена тенденция на формирование белорусской национально очерченной политической системы с учетом своих традиций, обычаев и устоев.

 

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

Всебелорусское народное собрание стало современным воплощением идей народного вече и народовластия, прообраз которых зародился в княжествах Киевской Руси, продолжил свою жизнь во Всебелорусских съездах.

Справочно.

19-20.10.1996 – первое Всебелорусское народное собрание ”Только народ вправе решать свою судьбу“;

18-19.05.2001 – второе Всебелорусское народное собрание”За сильную и процветающую Беларусь“;

02-03.03.2006 – третье Всебелорусское народное собрание ”Государство для народа“;

06-07.12.2010 – четвертое Всебелорусское народное собрание ”Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь“;

22-23.06.2016 – пятое Всебелорусское народное собрание Вместе  за сильную процветающую Беларусь“;

11-12.02.2021 – шестое Всебелорусское народное собрание Единство! Развитие! Независимость!“.

Судьбоносное для нашей страны значение имело первое Всебелорусское народное собрание, состоявшееся в 1996 году. В условиях серьезного экономического кризиса и открытого противодействия со стороны Верховного Совета Президент А.Г.Лукашенко принимает решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества. Этим шагом Глава государства удержал ситуацию под контролем, и, главное, спас страну от гражданского противостояния.

В непростой, в чем-то решающий период развития белорусского общества, состоялось шестое Всебелорусское народное собрание (2021 год). Оно стало, по сути, венцом широкого общенационального диалога, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались наиболее актуальные для современности и перспектив нашей страны вопросы.

Практика доказала, что ВНС является надежной опорой и для людей, и для власти. Собрание предоставляет гражданам возможность непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Тем самым белорусское политическое пространство приобретает все больше черт народной демократии, когда полноценным хозяином страны является народ.

ВНС призвано выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, обеспечивать гарантии преемственности и устойчивости системы органов государственной власти. В условиях беспрецедентного внешнего давления, с которым сталкивается наша страна, усиливающейся мировой турбулентности, борьбы за ресурсы и влияние между ключевыми геополитическими игроками, ВНС позволит создать страховочные механизмы защиты государственности, обеспечив при этом возможности для формирования новых точек устойчивости социально-экономической и общественно-политической систем.  

 

  1. СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В проекте Закона предлагается закрепить, что состав ВНС формируется из его делегатов, предельная численность которых составляет 1 200 человек.

Срок полномочий Всебелорусского народного собрания составляет пять лет.

Делегатами ВНС могут быть только граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом. При этом устанавливается запрет на выдвижение кандидатами в делегаты граждан, имеющих гражданство другого государства или документы иностранных государств, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.

Делегат ВНС имеет право:

вносить предложения для рассмотрения на заседаниях Собрания и его органов;

проводить встречи с населением, доводить до него информацию о деятельности ВНС, его решениях;

получать от органов государственной власти разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции ВНС.

Делегаты ВНС будут представлять три группы.

Первую группу (440 человек) будут составлять делегаты ”по должности“:

Президент Республики Беларусь;

Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;

представители законодательной власти – депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

представители исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Правительства; председатели областных (Минского городского), районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;

представители судебной власти – председатели и судьи Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь.

Вторая группапредставители местных Советов депутатов: делегаты, избираемые областными Советами депутатов, из числа депутатов местных Советов областного, базового и первичного уровня; депутаты Мингорсовета. Порядок выдвижения и избрания делегатов Всебелорусского народного собрания этой группы будет установлен регламентами местных Советов депутатов. Предельная численность делегатов от местных Советов депутатов – 350 человек. При этом нормы представительства от каждой области определит Центральная избирательная комиссия исходя из численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области.

Депутаты Минского городского Совета депутатов входят полным составом, что обусловлено необходимостью обеспечения оптимального и паритетного с областями представительства.

Третья группапредставители гражданского общества. Планируется, что они будут избираться высшими органами субъектов гражданского общества из числа своих членов с обеспечением представительства от каждой области и г.Минска.

Порядок выдвижения делегатов от общественных объединений будет определяться их уставами с учетом требований Закона ”О Всебелорусском народном собрании“, Избирательного кодекса и иных законов. Предельное число делегатов этой группы – 400 человек.

Предусматривается, что от каждого субъекта гражданского общества будет избираться равное количество делегатов, которое определит Центральная избирательная комиссия исходя из количества субъектов гражданского общества, желающих участвовать в выборах делегатов, и предельной численности делегатов от гражданского общества.

Как отметил Глава государства в ходе совещания 8 ноября 2022 г.: ”Все, кто будет участвовать в работе ВНС так или иначе избираются народом“.

Паритетный принцип формирования общего состава ВНС нацелен на справедливое представительство различных слоев населения, учет их интересов. В ВНС войдут активные и, главное, профессиональные люди.

 

  1. КОМПЕТЕНЦИЯ

ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

ВНС наделяется существенными полномочиями.

Собрание утверждает основные стратегические и программные документы страны (основные направления внутренней и внешней политики, Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития Республики Беларусь).

ВНС инициирует внесение изменений в Конституцию Республики Беларусь и принятие других законов.

Собрание предлагает проведение республиканского референдума. При этом согласно изменениям Избирательного кодекса, предложение о проведении республиканского референдума принимается большинством голосов от полного состава ВНС, после чего вносится Президенту (ст.113 Избирательного кодекса).

Собрание рассматривает вопрос о легитимности выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания, членов Совета Республики Национального собрания.

ВНС принимает решение об импичменте Президенту.

Собрание вводит чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, и в случае бездействия Президента по этим вопросам.

Также ВНС рассматривает вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

ВНС устанавливает государственные праздники и праздничные дни.

К числу полномочий ВНС также отнесены вопросы формирования Конституционного и Верховного судов, Центральной избирательной комиссии, что является примером передачи ВНС части президентских полномочий и полномочий Парламента (Совета Республики).

Принципиальный момент – юридическая сила решений ВНС. Поскольку такие решения будут приниматься по важнейшим вопросам, то они должны носить обязательный характер. В этой связи закрепляется право ВНС на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов (за исключением актов судебных органов).

С учетом норм Конституции страны решения ВНС будут обладать высшей юридической силой после Основного Закона и решений республиканских референдумов.

Вместе с тем, наделение ВНС широкими полномочиями не означает, что оно подменит другие ветви власти или будет мешать их деятельности. ”Этого быть не должно. ВНС должно заниматься своими вопросами – теми, которые не будут входить в компетенцию других органов власти. Оно наверху, как народное вече, - обсудили, приняли решение по определенным вопросам, порекомендовали, покритиковали и разошлись. Все остальные, как и сегодня, решают свои повседневные вопросы“, – подчеркнул Глава государства на совещании 20 октября 2022 г.

Таким образом, ВНС должно формироваться не вместо, а в дополнение к существующей в Беларуси политической системе, совершенствуя ее, укрепляя, обеспечивая еще бóльшую прозрачность деятельности властных структур, их подотчетность народу.

Особый статус ВНС определяется масштабностью его конституционных полномочий.

 

  1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ПРЕЗИДИУМ, СЕКРЕТАРИАТ ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

Предусматривается, что ВНС собирается не реже одного раза в год, а его решения будут приниматься большинством голосов открытым или тайным голосованием.

Структуру ВНС составляет Председатель, его заместители, Президиум, Секретариат.

Председатель ВНС и его заместители будут избираться Всебелорусским народным собранием из состава делегатов тайным голосованием на срок полномочий Собрания и будут осуществлять свои полномочия на профессиональной основе. Иные делегаты будут принимать участие в работе ВНС без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.

В Президиум ВНС (предельная численность – 15 человек) входят Председатель, его заместители, и иные члены Президиума, которые избираются тайным голосованием из состава делегатов ВНС.

Президиум будет проводить свои заседания не реже одного раза в шесть месяцев. В период между заседаниями ВНС он будет выполнять следующие функции:

инициировать рассмотрение вопроса о легитимности выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Справочно:

Предложение Президиума о рассмотрении вопроса о легитимности выборов вносится Всебелорусскому народному собранию не позднее пяти дней со дня опубликования итогов выборов и рассматривается ВНС не позднее 10 дней со дня внесения соответствующего предложения.

Предложение о рассмотрении Всебелорусским народным собранием вопроса о легитимности выборов должно быть мотивированным.

По результатам рассмотрения вопроса о легитимности выборов Всебелорусское народное собрание может принять одно из следующих решений: о легитимности выборов; о нелегитимности выборов. Голосование по вопросу о легитимности соответствующих выборов проводится Всебелорусским народным собранием один раз;

рассматривать вопросы о предварительном согласовании предложенных Президентом Республики Беларусь кандидатур для избрания на должности Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда и Верховного Суда;

обращаться в Конституционный Суд с предложением о даче заключения:

о толковании Конституции Республики Беларусь, о соответствии Конституции Республики Беларусь законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов;

о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь;

о конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Рабочим органом ВНС, действующим на постоянной основе, будет Секретариат (является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием).

Секретариат ВНС возглавляет начальник Секретариата, который назначается Президиумом по представлению Председателя.

По истечении срока полномочий ВНС Секретариат ВНС продолжает свою деятельность.

По словам белорусского лидера А.Г.Лукашенко, непрерывная работоспособность ВНС будет обеспечена без создания громоздкого административного аппарата.

 

  1. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА ”О ВСЕБЕЛОРУССКОМ НАРОДНОМ СОБРАНИИ“

Согласно статье 37 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право участвовать в решении государственных дел. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается в том числе обсуждением проектов законов и иных нормативных правовых актов (далее – НПА).

Вынесение проектов НПА на публичное обсуждение проводится в целях реализации принципа гласности нормотворческой деятельности, получения общественной или профессиональной (экспертной) оценки предлагаемых новаций законодательства, а также определения соответствия проекта НПА общественным ожиданиям и нуждам людей. Данный механизм способствует установлению эффективного правового регулирования.

 

Справочно:

Публичные обсуждения ряда проектов НПА продемонстрировали высокую активность граждан. К примеру, по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь поступило 9 тыс. предложений (за три с половиной недели), по Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях – около 3 тыс. (за 10 дней).

С 24 октября по 2 ноября 2022 г. состоялось публичное обсуждение, в том числе на сайте ”Правовой форум Беларуси“, проекта Закона ”О Всебелорусском народном собрании“ (организатор – Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь).

За указанный период поступило 456 предложений и откликов граждан. Абсолютное большинство предложений по законопроекту о ВНС носят конструктивный характер, направлены на уточнение норм законопроекта, авторами предпринята попытка их юридического обоснования.

Уточнения редакций норм 39 статей законопроекта из 42, содержащихся в нем, касались 346 (75,9%) предложений;

На совершенствование статьи 10 законопроекта по вопросам участия представителей гражданского общества в работе Всебелорусского народного собрания направлены 57 (12,5%).

Откликов граждан, положительно оценивающих законопроект в целом без предложений по его доработке – 35 (7,7%).

Высказано 18 (3,9%) мнений о нецелесообразности создания ВНС.

Наибольшее количество предложений касалось возможности включения в законопроект пункта о выдвижении кандидатов в делегаты ВНС от трудовых коллективов.  Отвечая на это предложение, нужно сказать, что трудовые коллективы будут представлены на ВНС через общественные объединения, первичные организации которых действуют на предприятиях.

Также участники обсуждений выражали опасения, что Собрание может превратиться в забюрократизированный, ничего не решающий орган власти, наподобие ”позднесоветского“ Верховного Совета СССР. Отвечая на это опасение, нужно подчеркнуть, что ВНС как реальный политический институт доказывает свою эффективность с 1996 года. В работе Собрания будут принимать участие представители всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. Это позволяет ВНС находиться как бы над всеми другими органами власти, превращая его в основную стабилизирующую силу в отношениях между ветвями власти.

Распространенным было предложение выдвигать в качестве делегатов Собрания представителей политических партий. В этом вопросе выбран следующий подход: политические партии примут участие в этом процессе посредством своих представителей, которые войдут в состав ВНС как депутаты Палаты представителей и местных Советов депутатов. Фактически в рамках ВНС со временем должна сложиться система межпартийного сотрудничества и консультаций. Ее результатом будет достижение партийного консенсуса по основополагающим принципам развития страны. 

Граждане также интересовались различием между ВНС и Национальным собранием Республики Беларусь. Если зона ответственности Парламента – подготовка и принятие законов, то ВНС, также обладая правом осуществления законодательной инициативы, будет реализовывать полномочия по определению стратегических направлений общественно-политического и социально-экономического развития страны.

Нормотворческая активность со стороны населения к данному законопроекту, стремление людей лично поучаствовать в разработке законов обусловлены его значимостью для страны и общества, проведением диалоговых площадок и встреч с трудовыми коллективами, на которых детально разъяснялись положения законопроекта, масштабной работой средств массовой информации.

Таким образом, сегодня граждане Беларуси являются не просто свидетелями, но и активными участниками процесса развития белорусской государственности, укрепления стабильности в нашем обществе. Это особенно важно в реалиях вызовов и угроз национальной безопасности Республики Беларусь.

Всебелорусское народное собрание становится ключевым инструментом решения задач развития страны, укрепления единства народа и обеспечения диалога власти и общества. Совершенствование системы управления государством и обществом открывает Беларуси дорогу в будущее.

****

Как подчеркнул Глава государства А.Г.Лукашенко, ”вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации… Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться государственные органы.

свернуть

Справочно-аналитическая информация по вопросам совершенствования избирательного законодательства

15.11.2022

Справочно-аналитическая информация по вопросам совершенствования избирательного законодательства

 

Согласно решению республиканского референдума от 27 февраля 2022 г. были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь.

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 508 «Об утверждении плана подготовки проектов законодательных актов на 2022 год» Центральной избирательной комиссией совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований подготовлен проект Закона «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» (далее – проект).

В проекте нашли отражение изменения, вытекающие из «обновленной» Конституции, а также положения, направленные на совершенствование избирательного законодательства исходя из правоприменительной практики.

  1. Изменены требования к кандидатам в Президенты Республики Беларусь: увеличены возрастной ценз и ценз оседлости. Так, Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества. В проект включена норма о том, что одно и тоже лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более двух сроков.
  2. Предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. В связи с этим, в законе остаются две категории граждан, которые не имеют права избирать и быть избранными:

граждане, признанные судом недееспособными;

лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы;

  1. Конституцией Республики Беларусь предусмотрено, что выборы депутатов Палата представителей Национального собрания и депутатов местных Советов депутатов будут проходить в единый день голосования в последнее воскресенье февраля. Очередные выборы придутся на 25 февраля 2024 года. Данная норма Конституции будет также отражена в Избирательном кодексе.
  2. Определен порядок избрания представителей местных Советов депутатов и гражданского общества в высший представительный орган народовластия – Всебелорусское народное собрание (далее – ВНС).

Состав Всебелорусского народного собрания формируется из делегатов Всебелорусского народного собрания, предельная численность которых составляет 1200 человек.

Предусматривается, что одну часть Всебелорусского народного собрания будут составлять делегаты «по должности» (всего 440 человек). Это:

Президент Республики Беларусь;

Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;

представители законодательной власти — депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

представители исполнительной власти — Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Правительства; председатели областных (Минского городского) исполнительных комитетов; председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;

представители судебной власти — председатели и судьи Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь.

Следующую часть делегатов Всебелорусского народного собрания составят представители местных Советов депутатов:

депутаты Минского городского Совета депутатов;

представители местных Советов депутатов от каждой области, избираемые областными Советами депутатов из числа депутатов местных Советов депутатов областного, базового и первичного территориальных уровней.

Предельная численность делегатов от местных Советов депутатов — 350 человек. При этом нормы представительства от каждой области определит Центральная избирательная комиссия исходя из численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области.

Еще одна часть делегатов Всебелорусского народного собрания, предельная численность которой составляет 400 человек, — это представители гражданского общества. Они будут избираться высшими органами субъектов гражданского общества из числа своих членов с обеспечением представительства от каждой области и города Минска. При этом право выдвижения кандитатов в делегаты будут иметь организационные структуры субъектов гражданского общества.

При определении порядка формирования состава Всебелорусского народного собрания учитывалось, что согласно проекту Закона Республики Беларусь «Об основах гражданского общества» правом избрания делегатов будут обладать те субъекты гражданского общества, которые имеют областные, Минскую городскую организационные структуры, а также являются республиканскими общественными объединениями с численностью не менее 100 тыс. граждан либо объединяют не менее половины зарегистрированных в Республике Беларусь профессиональных союзов (т.е. объединения профсоюзов). Таким образом, в составе Всебелорусского народного собрания будут представлены интересы самых многочисленных объединений граждан.

В случае досрочного (не менее чем за год до истечения срока полномочий Всебелорусского народного собрания) прекращения полномочий представителя от местного Совета депутатов, от гражданского общества предусматривается возможность выборов нового делегата Всебелорусского народного собрания от этих же субъектов.

Председатель Всебелорусского народного собрания, его заместители избираются Всебелорусским народным собранием из состава делегатов Всебелорусского народного собрания тайным голосованием на срок полномочий Всебелорусского народного собрания.

Закрепляется, что в Президиум Всебелорусского народного собрания входят по должности Председатель Всебелорусского народного собрания и его заместители. Иные члены Президиума также избираются тайным голосованием из состава делегатов Всебелорусского народного собрания. Предельная численность Президиума — 15 человек.

С учетом того, что Конституцией предусмотрен открытый перечень полномочий Всебелорусского народного собрания, предлагается дополнительно закрепить, что Всебелорусское народное собрание обладает правом законодательной инициативы, утверждает список народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь. Кроме того, предлагается установить, что Всебелорусское народное собрание будет вправе отменять постановления Президиума Всебелорусского народного собрания.

Всебелорусское народное собрание собирается не реже одного раза в год, а его решения будут приниматься большинством голосов открытым или тайным голосованием, а также будут являться обязательными для исполнения.

  1. Проектом урегулировано право Президиума ВНС внести предложение в Конституционный Суд Республики Беларусь о даче заключения о конституционности выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей и (или) обратиться к ВНС с предложением рассмотреть вопрос о легитимности таких выборов. На основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь о неконституционности выборов или решения ВНС о нелегитимности выборов Центральная избирательная комиссия будет признавать выборы недействительными и назначать повторные выборы.
  2. Изменено наименование Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов на Центральную избирательную комиссию Республики Беларусь. Иным стал порядок избрания Председателя комиссии и ее членов. Согласно статье 71 Конституции Республики Беларусь Председатель и члены Центральной избирательной комиссии избираются на пять лет и освобождаются от должности ВНС.
  3. На основании статьи 147 Конституции Республики Беларусь в 2024 году будут проведены выборы депутатов Палаты представителей и депутатов местных Советов в единый день голосования в последнее воскресенье февраля (25 февраля). Кроме того, будет формироваться ВНС, первое заседание которого необходимо будет созвать не позднее 60 дней после выборов депутатов. В состав ВНС войдут члены Совета Республики. В этой связи возникла необходимость корректировки предусмотренных Избирательным кодексом сроков осуществления избирательных процедур по выборам в Совет Республики. Так, избирать членов Совета Республики будут депутаты, избранные в единый день голосования.
  4. Предложено ввести запрет на выдвижение кандидатом в депутаты, члены Совета Республики, делегатом Всебелорусского народного собрания лица, у которого имеется гражданство (подданство) иностранного государства, документ, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью. При этом имеется оговорка, учитывающая право граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на участие в выборах депутатов местных Советов депутатов.
  5. Так как выборы депутатов всех уровней будут проходить в единый день голосования, предложено изменить систему избирательных комиссий: не образовывать окружные комиссии по выборам депутатов областных Советов и районные комиссии в г. Минске, выполнявшие функции окружных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов. Их функции возлагаются на 110 окружных комиссий по выборам депутатов Палаты представителей. Это позволит уменьшить количество образуемых комиссий примерно на 360, рационально использовать человеческие ресурсы и сократить расходы бюджета на финансирование выборов. При этом округа по выборам в областные, Минский городской Советы депутатов должны войти в округа по выборам в Палату представителей, не пересекая их границ.

В связи с этим увеличено возможное отклонение числа избирателей в округе от средней численности избирателей при образовании избирательных округов по выборам депутатов областных, Минского городского Советов депутатов до 20 %.

  1. Уменьшено количество членов районных, городских (городов областного подчинения) комиссий (9 – 11 вместо 9 – 13), городских (городов районного подчинения), сельских, поселковых комиссий (5 – 9 вместо 7 – 11). Это позволит сократить расходы на их содержание, повлечет справедливое перераспределение обязанностей между всеми членами комиссии. Количество членов участковых комиссий остается прежним (5 – 19 человек).

После завершения избирательной кампании по выборам депутатов полномочия будут сохраняться только за областными, Минской городской, районными, городскими (городов областного подчинения) комиссиями, которые будут заниматься выборами депутатов вместо выбывших, отзывом депутатов как Палаты представителей, так и депутатов местных Советов.

  1. Увеличен срок рассмотрения документов о выдвижении представителей в состав комиссий органами, образующими комиссии, с 3 до 5 дней. Это позволит увеличить время проверки документов о выдвижении представителей в состав комиссий, оптимизировать нагрузку на органы, образующие комиссии.
  2. Уменьшено количество округов по выборам в поселковые, сельские Советы депутатов: 5 – 11 вместо 11 – 15. Это обусловлено сокращением численности сельских жителей и старением населения, оптимизацией организаций на селе.
  3. Внесено предложение о заблаговременном образовании избирательных округов и установлении средней численности избирателей в округе:

устанавливать среднюю численность избирателей в округе по выборам депутатов Палаты представителей, количество образуемых округов по выборам депутатов местных Советов депутатов и среднюю численность избирателей в округе по выборам депутатов местных Советов не позднее 1 сентября года, предшествующего году выборов в единый день голосования;

образовывать округа по выборам депутатов Палаты представителей не позднее 1 октября года, предшествующего году выборов в единый день голосования;

образовывать округа по выборам депутатов местных Советов депутатов не позднее 1 ноября года, предшествующего году выборов в единый день голосования.

Такой подход соответствует реальным срокам проведения такой работы на местах и позволит увеличить период выдвижения представителей в состав окружных комиссий.

  1. Кандидатам в депутаты предоставлено право создавать избирательные фонды не только для проведения агитации, но и на этапе сбора подписей. Финансирование работы инициативных групп по сбору подписей в установленном порядке позволит сделать избирательную кампанию более прозрачной.

Увеличены размеры формируемых фондов при проведении:

президентских выборов – с 9000 до 10000 базовых величин;

парламентских выборов – с 1000 до 2000 базовых величин;

выборов депутатов областных, Минского городского Советов – с 30 до 50 базовых величин;

выборов депутатов Советов базового и первичного уровней – с 10 до 20 базовых величин.

Увеличены пропорционально этому и предельные размеры возможных пожертвований граждан и организаций в избирательные фонды.

  1. Изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: не менее 1 процента избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей избирателей. Данное предложение повысит гарантии соблюдения принципа равного участия в выборах.

Справочно. На территории Боровлянского сельсовета Минского района Минской области проживает 49,9 тыс. избирателей, в связи с чем при формировании сельского Совета депутатов с максимальным количеством округов (15) средняя численность избирателей на округ составит 3 331, а для выдвижения по действующему Избирательному кодексу достаточно собрать 20 подписей, или около 0,6 процента избирателей округа.

  1. Предусмотрено право лица, имеющего намерение выдвинуться кандидатом в депутаты, подать заявление о регистрации инициативной группы только по одному избирательному округу по выборам депутата Палаты представителей или по одному избирательному округу по выборам депутата местного Совета депутатов одного или нескольких территориальных уровней.

Определено право избирательных комиссий на отмену решений о регистрации инициативных групп по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидатов в случае повторного нарушения избирательного законодательства после вынесения предупреждения.

  1. Установлены одинаковые сроки начала проведения агитации для кандидатов в Президенты и в депутаты: за 25 дней до дня выборов. Соответственно уменьшен по сравнению с действующей нормой на 5 дней срок проведения агитации кандидатами в депутаты. За счет этого увеличен на 5 дней срок регистрации кандидатов в депутаты, что обосновывается увеличением нагрузки на окружные комиссии в связи с изменением системы комиссий.
  2. Исключено присутствие наблюдателей на выборах членов Совета Республики, делегатов ВНС, поскольку в законе предусмотрена аккредитация наблюдателей при избирательных комиссиях. Вместе с тем проведение выборов членов Совета Республики и делегатов ВНС обеспечивают местные представительные, исполнительные и распорядительные органы. Практика проведения кампаний по выборам членов Совета Республики показывает, что институт наблюдения не используется.

В проекте предусмотрена норма о том, что национальные наблюдатели смогут аккредитовываться при комиссиях до дня досрочного голосования. Это позволит провести работу по аккредитации наблюдателей накануне голосования, снизив нагрузку в работе участковых комиссий, потребует более ответственного и спланированного отношения к своим обязанностям от лиц, имеющих намерение осуществлять наблюдение за выборами или референдумом.

  1. Предложено исключить порог явки на выборах депутатов Палаты представителей в связи с единым днем голосования и отсутствием порога явки на выборах местных Советов депутатов.
  2. Внесено предложение, которое поддержано Министерством иностранных дел, не образовывать участки для голосования за границей с учетом имеющегося отрицательного опыта проведения избирательных кампаний в связи с эпидемиологической обстановкой, отсутствием необходимых условий для безопасности работников загранучреждений и граждан, сокращением численности работников дипломатических служб за рубежом.
  3. В проекте изменено время досрочного голосования, которое будет проходить с 12 до 19 часов без перерыва (было с 10 до 14, с 16 до 19), так как наибольшая активность избирателей в рабочие дни наблюдается во время обеденного перерыва и после окончания рабочего времени.
  4. Установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня с целью обеспечения соблюдения принципа тайного голосования. Нарушение данной нормы повлечет применение мер административной ответственности к правонарушителям.
  5. Предусмотрена возможность увеличения до пяти количества переносных ящиков для голосования по месту нахождения избирателя (в действующей редакции Избирательного кодекса возможно использование не более трех переносных ящиков для голосования).
  6. Отдельная статья посвящена порядку исчисления сроков при осуществлении избирательных действий: сроки исчисляются в календарных днях, перенос срока, приходящегося на нерабочий день, не осуществляется с учетом незначительных сроков на осуществление отдельных действий (подача документов на включение в состав комиссий, рассмотрение жалоб и др.).
  7. В Избирательный кодекс предложено включить нормы, предусматривающие составление списков избирателей на основе данных ГИС «Регистр населения». Выгрузка необходимых сведений из ГИС «Регистр населения» упростит и ускорит процесс составления списков избирателей.
  8. В целях реализации принципа гласности предусмотрено опубликование не только в печати, но и на сайтах Центральной комиссии, местных исполнительных и распорядительных органов более широкого перечня сведений о ходе проведения электоральных кампаний (о заседаниях комиссий, о результатах выборов, об избирательных округах и др.).

 

 

свернуть

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

15.11.2022

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(ноябрь 2022 г.)

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Материал подготовлен на основе информации Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства жилищно-коммунального хозяйства,

Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства энергетики Республики Беларусь,

материалов республиканского семинара-совещания ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“ (9–10 июня 2022 г.), государственных СМИ

 

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – наиболее близкая людям сфера, поскольку включает большинство сторон нашей повседневной жизни: качественная питьевая вода, тепло в доме, ремонт подъездов, надежность работы лифтов, своевременный вывоз мусора, озеленение населенных пунктов и многое другое.

В Беларуси развитие ЖКХ направлено на обеспечение повышения комфортности проживания и безопасности граждан, экономической эффективности оказания населению жилищно-коммунальных услуг.

Справочно:

В состав ЖКХ входят жилищное хозяйство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная теплоэнергетика, благоустройство и санитарная очистка населенных пунктов, озеленение городов и др.

Сфера ЖКХ традиционно находится на особом контроле Главы государства. Основным критерием эффективности работы нашего коммунального хозяйства является оценка со стороны рядового потребителя. Мы все понимаем, что услуги ЖКХ – основа качества жизни людей. Если в квартире у человека тепло, в кране хорошая вода, в подъезде и во дворе порядок, то и слова в ваш адрес будут только положительные“, – особо отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, на совещании по вопросам функционирования ЖКХ 5 апреля 2022 г.

  1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖКХ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

1.1. Жилищный фонд, его содержание и эксплуатация

Жилищный фонд страны насчитывает свыше 1,5 млн. жилых домов общей площадью около 267 млн. кв. м, в том числе около 170 млн. кв. м (64%) – в многоквартирных домах. В государственной собственности находится менее 6% жилой недвижимости, остальные 94% – частная собственность граждан и юридических лиц.

Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

Каждый человек отдает предпочтение уютным и комфортным условиям проживания. Предоставление таких условий лежит на жилищно-эксплуатационных службах, в чьи непосредственные обязанности входит содержание жилфонда. В Беларуси проводится единая политика в отношении эксплуатации жилищного фонда независимо от форм собственности организаций ЖКХ.

Результатом проведения последовательной политики в области эксплуатации жилищного фонда является крайне низкая площадь ветхих и аварийных жилых домов (не превышает 0,1% от общей площади жилья). Более того, ежегодно увеличиваются объемы ввода жилья после капитального ремонта в целях улучшения эксплуатационных показателей жилфонда.

Справочно:

С 2010 по 2021 год объемы ввода жилья после капитального ремонта увеличились более чем в 2 раза (с 1,4 до 3,4 млн. кв. м), что позволило довести удельный уровень капремонта в 2021 году до 2,8% от обслуживаемой площади.

В республике установлены единые подходы к проведению, планированию и финансированию капитального ремонта, а также перечень видов работ, финансируемых за счет средств, направляемых на капитальный ремонт жилфонда (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 324).

Необходимость проведения капитального ремонта определяется на основании обследования жилого дома и срока его службы. Списки нуждающихся в капитальном ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год, на 5 лет и размещаются в средствах массовой информации, на интернет-сайтах исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.

Отчисления на капремонт жилфонда производят все без исключения жители многоквартирных домов (на 1 ноября 2022 г. тариф составляет 0,1958 руб. за 1 кв. м ежемесячно).

Белорусское государство оказывает поддержку гражданам путем субсидирования данного вида услуг: за счет бюджетных средств предусмотрены механизмы реализации энергоэффективных мероприятий в жилищном фонде (утепление фасада жилого дома, установка счетчиков тепла, замена системы отопления) с последующим возмещением собственниками жилых помещений части стоимости мероприятий (до 50%) в течение 10 лет равными ежемесячными платежами.

Справочно:

Тепловая модернизация 50 многоквартирных домов приводит к сокращению финансовых затрат на субсидирование оплаты тепловой энергии для населения из бюджета на 520 тыс. руб. ежегодно.

Например, в месяц отопительного периода потребление тепловой энергии двухкомнатной квартирой площадью 48 кв. м в среднем составляет 1 Гкал; после проведения тепловой модернизации – уменьшится на 30% и составит 0,7 Гкал. Экономия по субсидированному тарифу для населения составляет порядка 6,5 белорусских рублей.

Это стало возможно благодаря положениям Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327 ”О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов“ (далее – Указ № 327), который устанавливает механизм снижения теплопотребления жилого дома, позволяет повысить комфортность проживания граждан и предоставляет гражданам финансовую поддержку.

Согласно Указа № 327, решение граждан об участии в энерго-эффективных мероприятиях является добровольным, при этом собственники сами выбирают необходимые виды работ из предлагаемого перечня.

Указом № 327 установлено, что все работы по реализации энергоэффективных мероприятий выполняются за счет бюджетных средств, а граждане (собственники) возмещают затраты только после их реализации. Размер возмещения определяется пропорционально доле каждого собственника в общей площади жилых или нежилых помещений.

Поскольку в нашей стране поддержка семьи является национальным приоритетом, государство оплатит конкретной семье размер превышения платы за потребленные жилищно-коммунальные услуги (в пределах установленных норм) с учетом платы за реализацию энергоэффективных мероприятий, если плата будет превышать определенную долю в их совокупном доходе (20% в городе или 15% в сельской местности).

1.2. Развитие систем питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации)

Вопросы обеспечения населения качественной питьевой водой являются одной из важнейших задач белорусского государства, решение которой напрямую влияет на улучшение жизни людей.

Ощутимый результат принесли принятые Главой государства решения по строительству сетей водоснабжения, водоотведения в существующей индивидуальной застройке.

По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства (далее – МЖКХ), в 2020 – 2021 гг. построено 68,52 км сетей водоснабжения и 48,51 км сетей водоотведения (канализации), что позволило повысить комфортность проживания населения (преимущественно в сельских населенных пунктах).

В целях создания комфортной среды проживания в Беларуси реализуется подпрограмма ”Чистая вода“ в рамках Государственной программы ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2021 – 2025 годы. К основным задачам подпрограммы относятся: обеспечение потребителей водоснабжением питьевого качества, обеспечение населения централизованными системами водоснабжения и водоотведения, повышение качества очистки сточных вод и надежности систем водоснабжения и водоотведения.

Справочно:

В рамках подпрограммы ”Чистая вода“ за 2021 год построена 201 станция обезжелезивания воды (в планах к 2025 году – 800), переподключено 12 населенных пунктов к централизованной системе водоснабжения с водой питьевого качества (в планах к 2025 году – 100).

В целом в Республике Беларусь построена 871 станция обезжелезивания воды, 61 населенный пункт переподключен к существующей централизованной системе водоснабжения с водой питьевого качества. Ежегодно выполняется замена сетей водоснабжения и водоотведения со сверхнормативными сроками эксплуатации в объеме не менее 3% от общей протяженности со сверхнормативным сроком эксплуатации. В результате доступ к качественной питьевой воде получили более 500 тыс. человек, проживающих преимущественно в сельской местности.

За текущую пятилетку планируется также повысить качество очистки сточных вод путем строительства и модернизации более 70 объектов очистных сооружений сточных вод; строительство около 300 водозаборных скважин; перевод г.Минска на водоснабжение из подземных источников и иные мероприятия, направленные на обеспечение потребителей водой питьевого качества.

1.3. Повышение надежности, технологической и экономической эффективности теплоснабжения

Теплоснабжение – это не только одна из наиболее важных жилищно-коммунальных услуг, но и самая дорогая“ – отметил Президент А.Г.Лукашенко 20 октября 2017 г. на республиканском семинаре ”О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны“. Вместе с тем, население Беларуси не ощущает существенной экономической нагрузки, поскольку государство оказывает серьезную государственную поддержку.

Справочно:

Граждане возмещают лишь около 20% затрат на потребляемую тепловую энергию, остальные 80% покрываются бюджетом. Так, за 1 Гкал население платит по тарифу 21,75 рубля (общий тариф на сегодняшний день), в то время как себестоимость 1 Гкал составляет 118,95 рубля. Остальное доплачивает государство.

Примечательно, что в Беларуси курс на энергосбережение осуществляется не за счет запретов и уменьшения подачи тепла (как сейчас происходит в Европе), а при помощи гораздо более разумных и эффективных мер.

Справочно:

Например, в настоящее время к неординарным мерам прибегают  в ФРГ: в спортзалах г.Ганновера планируется поддерживать температуру не выше 15 градусов; в г.Мюнхене отключили горячую воду в офисах; власти земли Баден-Вюртемберга предложили населению отапливать в квартирах лишь одну комнату и вместо душа ”обтираться влажной тряпкой“. Цены производителей в Германии в сентябре выросли на 45,8% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Тарифы на газ для бытовых потребителей выросли на 29%, а на электричество – на 12%.

В Великобритании дома могут столкнуться с серией трехчасовых отключений электроэнергии, если подача газа из России прекратится. Почти 8 млн. британцев имеют проблемы с оплатой счетов.

Во Франции главным товаром в преддверии зимы стали грелки, спрос на которые вырос в среднем на 30%. Власти региона Гранд-Эст предупредили о возможной приостановке работы железнодорожного транспорта, если рост тарифов продолжится. Плата за проезд, по сравнению с прошлым годом, и так уже возросла почти на 10%.

В Чехии своя ”экономия“: не включают отопление в школах, детям на уроках раздают пледы; студентов предлагают перевести на дистанционное обучение.

В Нидерландах постепенно прекращают работу теплицы, несмотря на то, что именно на них приходится почти 40% объема выращенных в Европе овощей. Соответственно, сокращаются рабочие места.

В Венгрии планируется сэкономить на культуре: закрыть на зимний период старейшие театры, так как отсутствует возможность оплачивать выросшие в 8–10 раз счета за отопление.

В Румынии, где свыше половины населения уже отапливает дома дровами, Правительство ввело потолок цен на дрова.

В Польше власти некоторых городов рассматривают варианты закрытия ряда офисов (в оставшихся температура составит 18 градусов), бассейнов, отключения уличного освещения, создания уличных точек обогрева. Фиксируется резкий рост спроса на уголь.

Литовское правительство приняло решение использовать для отопления г.Вильнюса загрязняющий окружающую среду мазут. В столичном районе Вилкпеде счет за квартиру площадью 40 кв. м составляет 73 евро. Самые высокие цены фиксируют жители пос.Вежайчай Клайпедского района: за квартиру площадью 37 кв. м (из них 7 кв м – неотапливаемый коридор) счет со скидкой, одобренной горсоветом, составляет 208 евро.

В Эстонии по состоянию на 1 октября стоимость коммунальных услуг из расчета на квартиру площадью 85 кв. м составляет 260 евро (в сумму входит стоимость электрики, отопления, воды, вывоза мусора).

Почти идентичную сумму за коммунальные услуги платят в Латвии и Австрии – 238 и 237 евро соответственно.

Частью государственной политики по укреплению энергетической безопасности страны стало активное использование местных видов топлива.

Справочно:

Согласно информации Минэнерго, по объемам добычи торфа Беларусь занимает четвертое место в мире, по объему производств брикетов – первое.

При этом речь идет не только о дровах и торфе, но и об отходах производств – это щепа, льняная костра (древесная часть стеблей льна, образующаяся как отходы производства при механической обработке сырья) и другие возобновляемые ресурсы.

Справочно:

В нашей стране на местных видах топлива работают порядка 70% котельных ЖКХ, а доля местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива достигла 44,3%.

Внедрение местных видов топлива имеет двойную выгоду: во-первых, используется отечественный ресурс: во-вторых, под него разрабатывается оборудование, что создает дополнительные рабочие места.

Так, активное развитие получили пеллетные производства (пеллеты – гранулы биотоплива). С 2019 года построено 16 новых заводов, всего – 21. Строительство этих предприятий в небольших регионах позволило создать около 200 новых рабочих мест. Ранее белорусские топливные гранулы полностью уходили на европейский рынок. В связи с введенными Западом санкциями в отношении продукции белорусской деревообработки активно осуществляется поиск новых торговых партнеров. К следующему отопительному сезону организации Минлесхоза планируют полностью перейти на отопление пеллетами.

Коммунальные предприятия начали применять простые в использовании предизолированные трубы для подачи тепла (предварительно изолированные трубы, использование которых помогает сократить теплопотери; срок службы – около 50 лет).

Справочно:

За прошлую пятилетку организациями ЖКХ заменено 3,1 тыс. км тепловых сетей, что позволило стабилизировать количество тепловых сетей со сверхнормативными сроками эксплуатации и увеличить протяженность тепловых сетей с использованием предизолированных труб.

В связи с реализацией в нашей стране проекта по строительству Белорусской атомной электростанции у потребителей расширился спектр использования электроэнергии.

 

Справочно:

За январь – август 2022 г. объем потребления электроэнергии населением для нужд отопления и горячего водоснабжения вырос в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года: со 162,5 млн. кВт·ч до 300,5 млн. кВт·ч.

Увеличение электропотребления для отопления и горячего водоснабжения ведется по трем направлениям:

строительство нового электрифицированного многоквартирного и индивидуального жилья;

перевод многоквартирных жилых домов с печным отоплением на использование электроэнергии;

электрификация эксплуатируемого индивидуального жилищного фонда для целей отопления и горячего водоснабжения.

В этих целях на уровне Главы государства приняты стимулирующие тарифы, а также имеется возможность возмещения части расходов граждан на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда (Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2020 г. № 127 ”О возмещении расходов на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда“).

Электроэнергия для отопления, горячего водоснабжения, приготовления пищи – выгодное решение для частного сектора.

Справочно:

В Беларуси на 1 июня 2022 г. около 31 тыс. бытовых абонентов перешли на расчеты по тарифам за электрическую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.

1.4. Совершенствование систем обращения с коммунальными отходами

Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и вторичными материальными ресурсами (далее – ВМР) в Республике Беларусь на период до 2035 года (далее – Национальная стратегия) предусматривает совершенствование системы переработки и использования отходов.

Справочно:

В Республике Беларусь ежегодно образуется около 4 млн. т ТКО. При этом 73% – это отходы потребления, образовавшиеся у населения, остальное – отходы объектов обеспечения жизнедеятельности человека.

С 2012 по 2021 год объемы сбора ВМР (отходы стекла, полимерные отходы, отходы бумаги и картона) увеличились в 2 раза (соответственно 381,6 тыс. т и 790,6 тыс. т).

К началу 2022 года уровень использования коммунальных отходов составил 31,1%, что в 3 раза больше, чем 9 лет назад. Поставлена задача достичь уровня использования коммунальных отходов к 2025 году – 64%, а к 2035 году – 90%.

Важную роль в вопросах совершенствования обращения с отходами играет подпрограмма ”Цель 99“ Государственной программы ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2021 – 2025 годы. Ее суть сводится к тому, чтобы довести сбор ВМР и их переработку до 99%.

Сегодня в Беларуси запущено движение ”Цель 99“ как единая информационная кампания для развития ответственного отношения жителей страны к отходам потребления, популяризации раздельного сбора мусора и стремления сортировать максимум отходов.

Справочно:

Ежегодно растет количество контейнеров для раздельного сбора отходов: если в начале 2021 года в населенных пунктах насчитывалось более 290 тыс. таких контейнеров (включая размещенные в секторе индивидуальной жилой застройки), то в ноябре т.г. эта цифра приближается к 300 тыс.

В соответствии с Национальной стратегией реализуются следующие комплексы мероприятий по совершенствованию системы обращения с ТКО и ВМР:

развитие инфраструктуры и совершенствование логистики и раздельного сбора отходов – модернизация транспортного парка, контейнерного хозяйства, инфраструктуры сбора (контейнерные площадки, мусоропроводы);

модернизация системы обращения с коммунальными отходами на основе перехода от районной системы управления отходами на региональный уровень – в том числе создание 30 крупных комплексных объектов по сортировке и использованию ТКО, обслуживающих 3–6 районов;

Справочно:

В 2022 году ведется строительство таких объектов в гг.Барановичах, Орше, Бобруйске. До 2025 года подобные региональные комплексы должны заработать в г.Волковыске и г.Минске.

энергетическое использование отходов – внедрение технологии применения в цементной промышленности альтернативного RDF-топлива (англ.: refuse derived fuel или твердое вторичное топливо – это топливо, полученное из отходов). Использование такого вида энергии уменьшит количество отходов, захораниваемых на полигонах, а также снизит потребление или даже полностью заменит природный газ и уголь на цементных заводах;

Справочно:

В данный момент технологическая линия по использованию RDF-топлива введена в эксплуатацию на ОАО ”Красносельскстройматериалы“ (пилотный проект в Гродненской области). В перспективе RDF-топливо планируется использовать еще на двух белорусских цементных заводах – в г.Кричеве и г.Костюковичах.

внедрение технологий компостирования органической части ТКО (пищевые отходы, растительные остатки, отходы от уборки озелененных территорий) – планируется, что к 2035 году захоронение коммунальных отходов на полигонах сократится на 38%. В 2021 году в г.Минске уже введена в эксплуатацию линия по компостированию органических отходов в УП ”Минскзеленстрой“.

В XXI веке Беларусь должна максимально использовать внутренние ресурсы, в том числе и отходы. Как отметил белорусский лидер А.Г.Лукашенко в апреле т.г. на совещании по вопросам функционирования ЖКХ, ”вторичные ресурсы – это Клондайк для белорусских предприятий… Это не должно умереть на свалке. Так работают все в Западной Европе… Возьмите ту же Швейцарию: там под 90% перерабатывается этого мусора. Это дешевый ресурс, дешевое сырье для дальнейшего использования“.

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется при соблюдении основного принципа: ежегодный платеж по типовой 2-х комнатной квартире площадью 48 кв. м с тремя проживающими при нормативном потреблении услуг не должен увеличиться более чем на 5 долл. США в эквиваленте.

С 2019 года повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения происходит в два этапа (с 1 января и с 1 июня).

Справочно:

Несмотря на происходящий в последние годы рост стоимости услуг ЖКХ, их оплата занимает относительно невысокий удельный вес в расходах белорусских семей. Так, в 2005 году на эти цели из семейного бюджета тратилось порядка 9% от общего объема потребительских расходов семьи, в 2015 году – 6%, в 2021 году – 6,4%.

В июне 2022 г. Правительством принято решение об отмене ранее запланированного повышения (с 1 июня 2022 г. на 8,8%) тарифов на тепловую энергию и на электрическую энергию, используемую на нужды отопления и горячего водоснабжения.

Избежать резкого увеличения доли жилищно-коммунальных услуг в расходах домашних хозяйств удается за счет поступательного повышения доходов населения и снижения затрат на оказание ЖКУ.

Справочно:

За период с 2016 года по 2021 год экономия затрат по системе ЖКХ составила более 725 млн. рублей. Основной упор делается на сокращении потребления топливно-энергетических ресурсов, потерь тепловой энергии и воды, а также на оптимизации численности штатных сотрудников, уменьшении накладных расходов.

В целях обеспечения государственной поддержки малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения по оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 октября 2016 г. функционирует система безналичных жилищных субсидий (далее – БЖС). Это позволяет адресно оказать поддержку малообеспеченным гражданам или семьям при оплате жилищно-коммунальных услуг, если их затраты на эти цели превышают 20% от совокупного дохода семьи в городе и 15% – в сельской местности, при условии, что объемы потребления этих услуг находятся в пределах установленных законодательством норм и нормативов.

Предоставление субсидий осуществляется как на основе заявительного, так и выявительного принципа, предусматривающего автоматическое предоставление БЖС. Чтобы получить помощь по выявительному принципу, человеку ничего делать не нужно. Все сведения о нем находятся в единой информационной базе АИС ”Расчет – ЖКУ“. Предоставляется такая помощь социально уязвимым слоям населения (инвалидам, ветеранам, пенсионерам).

Справочно:

Более 90% белорусских граждан субсидии получают по выявительному принципу.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2018 г. № 225 ”О безналичных жилищных субсидиях“ система предоставления субсидий по выявительному принципу расширена за счет включения отдельных социально уязвимых категорий граждан:

осуществляющих уход за детьми в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом до 18 лет и получающих пособие в органах по труду, занятости и социальной защите;

получающих пособие по уходу за лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста, или инвалидом I группы.

Справочно:

По итогам проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в сентябре 2022 г. республиканского телефонного опроса, среди проблем, больше всего волнующих население, тарифы на коммунальные услуги находятся на 11 месте (19,6% опрошенных) из 17.

 

  1. УЛУЧШЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Чистая, ухоженная Беларусь – бренд, известный далеко за пределами нашей страны. Вопрос поддержания порядка на земле в нашей стране никогда не относился к числу второстепенных. Это обусловлено как традициями и менталитетом белорусов, так и постоянным вниманием, которое уделяет этой теме руководство страны.

Очень хотел бы, чтобы не только в Минске, но на территории всех наших городов и поселков был порядок, чтобы чувствовалась забота человека о том уголке, где ты живешь. И мы этот имидж не должны потерять“, – констатировал Президент А.Г.Лукашенко на совещании по вопросам функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5 апреля 2022 г.

Основными мероприятиями по благоустройству населенных пунктов в сфере ЖКХ являются:

поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовых территорий многоквартирных жилых домов;

содержание и ремонт объектов благоустройства, кроме наружного освещения, а также содержания и ремонта улично-дорожной сети населенных пунктов;

наружное освещение населенных пунктов;

содержание и ремонт улично-дорожной сети, включая ремонт мостовых сооружений, населенных пунктов;

реконструкция (модернизация) мостовых сооружений населенных пунктов.

В Беларуси установлен норматив озелененности территорий населенных пунктов – 40%. За последние три года уровень озелененности населенных пунктов вырос: в некоторых районах он достигает 60–65%.

Справочно:

В ходе реализации республиканского плана мероприятий по наведению порядка на земле за январь – август 2022 г.:

произведена посадка 397,563 тыс. деревьев и 223,395 тыс. кустарников на придомовых и иных территориях населенных пунктов;

высажено 17 867,116 тыс. цветов в населенных пунктах;

высажено 12,086 тыс. деревьев и 9,48 тыс. кустарников вдоль автомобильных дорог.

Улучшение благоустройства населенных пунктов – это забота не только государства и соответствующих государственных служб, но и, в первую очередь, каждого из нас.

Значительную роль в этом направлении играют республиканские субботники. Также в каждом регионе стали традиционными месячники по благоустройству и озеленению придомовых территорий.

Глава государства А.Г.Лукашенко на республиканском семинаре-совещании ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“ в июне 2022 г. заявил: ”Есть вопросы, которые люди могут и должны разделить с государством. Самое простейшее ‒ создавать уют и красоту своими руками и для себя, беречь чистоту в своих домах, дворах, на улицах в городах и поселках. И как минимум сохранить то, что создано целыми поколениями белорусов до нас“.

 

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ЖКХ.

РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Центром информационных технологий Мингорисполкома активно развивается государственная информационная система ”Жилищно-коммунальное хозяйство“ (ГИС ЖКХ), которая объединяет в себе следующие ресурсы:

автоматизированная система ”Диспетчерская служба“ (далее – Система);

республиканский портал ”Моя Республика“ 115.бел – своего рода ”публичная витрина“ Системы. При этом граждане могут подавать заявки как с помощью портала, так и используя мобильное приложение либо единый телефонный номер 115;

автоматизированная информационная система ”Учет эксплуатационных затрат по жилому дому“ (АИС ”ДомУчет“) – осуществляет сбор, обработку и учет объективной информации о техническом состоянии жилых зданий в целях рационального распределения ресурсов, направляемых на поддержание жилищного фонда, и контроля эффективности их расходования. Система внедряется в г.Минске и ряде других городов. В дальнейшем планируется ее масштабирование на все регионы;

геоинформационная система ”Интерактивная карта г.Минска“ – позволяет осуществлять цифровую инвентаризацию объектов улично-дорожной сети, объектов благоустройства города и придомовых территорий, планировать и контролировать качество содержания ее отдельных составных частей (проезжей части, пешеходной зоны и переходов, бортового камня, остановочных пунктов и малых архитектурных форм), получить единый картографический сервис ЖКХ на уровне столицы. Карта успешно эксплуатируется в г.Минске, г.Гродно; до конца 2022 года будет внедрена в г.Витебске и г.Лиде;

информационная система ”Инженерные сети“ (карта раскопок в г.Минске) – с апреля 2022 г. на карту столицы нанесены все планы по работам владельцев инженерных сетей. Система позволяет избегать конфликтных ситуаций при проведении работ, решить задачу по уменьшению количества повторных раскопок на одной территории, повысить качество работ за счет снижения числа ошибок в планировании работ, оптимизировать финансовые расходы на благоустройство территории.

В мессенджере Telegram запущен чат-бот ”Контакт-центр ЖКХ г.Минска“ (@portbelbot). Любой гражданин может ввести название улицы и получить информацию обо всех плановых и внеплановых работах, в том числе авариях, связанных с прекращением либо ухудшением качества оказания жилищно-коммунальных услуг, сроках их завершения. Таким же образом потребители могут узнать сроки отключения или включения отопления в осенний (весенний) период, а также сроки отключения горячего водоснабжения летом по любому адресу.

Справочно:

Подробную информацию о ЖКХ Беларуси (в том числе об использовании соответствующих информационных ресурсов) можно получить на Портале коммунальной грамотности gkx.by, созданном на предприятии ”Жилкомиздат“.

За 2021 год в МЖКХ и в организации ЖКХ поступило около 70 тыс. обращений граждан. Это примерно на 3% меньше, чем в 2020 году.

Практика показывает, что введенная в Беларуси система обращений населения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, удобна и эффективна. С 1 января по 30 сентября 2022 г. по единому короткому телефонному номеру 115 и посредством интернет-портала 115.бел поступило более 1,88 млн. заявок и претензий (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,9% меньше), оказано порядка 1,32 млн. консультаций. Осуществляется контроль за своевременным реагированием и качественным исполнением заявок граждан, поступающих в службу 115, в областях и г.Минске путем организации обратной связи с потребителем, в том числе с помощью автоматического обзвона.

Анализ структуры тематики поступивших обращений показывает, что для граждан наиболее проблемными остаются вопросы ремонта, эксплуатации и содержания жилищного фонда, благоустройства и содержания населенных пунктов, оказания коммунальных услуг, деятельности товариществ собственников.

Справочно:

По итогам проведенного Институтом социологии НАН Беларуси  в сентябре 2022 г. телефонного опроса на вопрос ”Удовлетворены ли вы работой жилищно-коммунальных служб в Вашем населенном пункте?“ утвердительно ответили 66,9% респондентов (в том числе ”да“ – 42,4%, ”скорее да“ – 24,5%); в свою очередь не удовлетворены 29,6% (в том числе ”нет“ – 12,9%, ”скорее нет“ – 16,7%). По данной тематике наблюдается положительная динамика в сравнении с 2019 годом (тогда ответ ”удовлетворен“ дали 60,7% опрошенных).

***

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 10 июня 2022 г. в г.Минске на семинаре-совещании ”Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне“ особо подчеркнул: ”Принципы эффективной обратной связи и доверительного диалога власти с людьми являются основополагающими во всей работе административно-управленческого аппарата. Это идеал, к которому мы стремимся. Он вполне соответствует нашим политическим традициям, истоки которых даже не в современной истории, а гораздо глубже“.

свернуть

О состоянии безопасности по направлению противодействию киберпреступности в Ивацевичском районе

15.11.2022

О состоянии безопасности по направлению противодействию киберпреступности в Ивацевичском районе

 

Повсеместное внедрение и использование компьютерных информационных технологий, безусловно, создает возможности для более эффективного развития экономики, политики, общества и государства в целом. Однако совершенствование и применение высоких технологий приводит не только к укреплению информационного общества, но и появлению новых угроз, одной из которых является компьютерная преступность. Способы совершения таких преступлений постоянно видоизменяются и активно развиваются, что и представляет определенную сложность в их раскрытии и расследовании.

За истекший период 2022 года на территории Ивацевичского района наблюдалась характерная для Брестской области тенденция уменьшения числа зарегистрированных киберпреступлений.

На территории Брестской области всего зарегистрировано 1284 киберпреступления, что на 20,7% ниже уровня преступности по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом (в 2021 года на данный период на территории области было зарегистрировано 1612 преступлений данной категории). 

На территории Ивацевичского района данный вид преступности снизился на 17 %. Всего на территории обслуживания Ивацевичского РОВД по итогам 10-ти месяцев зарегистрировано 39 киберпреступлений 11 из которых раскрыто (28,2 %), за аналогичный период прошло года на территории района было зарегистрировано 47 киберпреступлений 5 из которых было раскрыто (10,6 %).

Не смотря на то, что процент раскрытия данного вида преступлений на территории района составляет 28,2%, что выше как среднереспубликанского, составляющего 17,8%, так и среднеобластного, составляющего 15,6%, борьба с данным видом преступности, возмещением ущерба потерпевшим вызывает определённые объективные сложности.    

Способы совершения таких преступлений постоянно видоизменяются и активно развиваются, что и представляет определенную сложность в их раскрытии и расследовании. Анализ обстоятельств совершения киберпреступлений показал, что преступники используют различные тактические приёмы, а также методы социальной инженерии, которые негативно влияют на сроки и результаты раскрытия преступлений.    

Характер и размер материального ущерба причинённого гражданам по направлению противодействию киберпреступности превышает размеры ущерба причинённого преступлениями по линии уголовного розыска.

Примеры наиболее резонансных преступлений данной категории:

- неустановленной лицо, находясь в неустановленном месте, использую компьютерную технику имеющую доступ к ресурсам сети «Интернет», использую абонентский номер +74956306869 (РФ), в мессенджере «Telegram» с именем профиля «менеджер Максим», в ходе телефонного разговора представившись сотрудником ОАО «АСБ» Беларусбанк», в период времени с

2

13:00 часов 16.05.2022 по 16:00 часов 18.05.2022, путём обмана, под предлогом страхования денежных средств, уговорила гражданку Г. перевести принадлежащие ей денежные средства в сумме 9 000 рублей, на представленный ей банковский счёт в ОАО «СтатусБанке» (лицо совершившее преступление не установлено);    

- неизвестный, в период времени с 10.00 до 13.00 26.07.2022 находясь на территории г.Ивацевичи, в ходе телефонного разговора, представившись сотрудником следственного комитета, мошенническим путем, под предлогом положительного решения вопроса о не привлечении к уголовной ответственности родственников, завладел денежными средствами гражданки М. в сумме 10 250 рублей (в последующем установлено, что мошенничество совершил Кирилко Е.В., 1993 г.р., ИП, жит. г.Бреста, который был задержан, ущерб возмещен);

- неизвестный, находясь в неустановленном месте, что с 1-го по 4 октября 2022  путем телефонных звонков посредством мессенджера «Вайбер» от имени члена ассоциации Белорусских банков, мошенническим путем, под предлогом погашения кредитов, якобы оформленных обманным путем, завладел перечисленными денежными средствами гражданина Д. в сумме 13 660 рубле (лицо совершившее преступление не установлено).   

В настоящее время актуальны следующие виды киберугроз, с которыми могут столкнуться физические лица:

Вишинг – это один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии (социальная инженерия – это совокупность способов психологического воздействия на поведение человека с целью получения выгоды), который заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и играя определенную роль, под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию, или побуждают, убеждают вероятную жертву к совершению определенных действий со своей банковской платежной картой.

В настоящее время на территории района данный способ является наиболее распространенным. Все чаще мошенники для получения доступа к персональным данным, реквизитам банковских платежных карточек, паролям и другой конфиденциальной информации используют методы «социальной инженерии»: не взламывают устройства, а выманивают нужную информацию, используя Ваши эмоции.

         Обезопасить себя от данного типа мошенничества можно, соблюдая простые меры безопасности и проявляя разумную бдительность. Если ваш собеседник представился сотрудником банка и пытается получить персональные данные, рекомендуем незамедлительно завершить диалог и самостоятельно обратиться в Банк по номеру, указанному на Вашей банковской карте.

Фишинг – вид мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам, паролям, данным лицевых счетов и банковских карт с использованием поддельных

3

интернет-ресурсов, контролируемых злоумышленниками, внешне схожих с настоящими (например, поддельные страницы услуги «Интернет-банкинг» различных банков).

Успех вышеуказанных методов напрямую зависит от способности злоумышленников манипулировать человеческими чувствами (страхом, любопытством, тщеславием, жадностью).

Не будьте излишне доверчивыми, не совершайте действий, которые способствуют передаче конфиденциальных данных третьим лицам!

        

свернуть