Родительский университет

Родительские университеты

       

Что такое «родительские университеты»?

  Назначение родительских университетов – психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

Задачи родительских университетов:

  1. Построение системы непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
  2. Организация эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями); повышение мотивации родителей учиться родительству, содействие развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
  3. Повышение социально-педагогической, психологической, правовой культуры родителей;
  4. Пропаганда позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
  5. Содействие воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

 

Темы занятий

Дата проведения

Ответственные

 

1 класс

   

1

Адаптация учащихся в 1-м классе.

Помощь ребенку в адаптации к школе. Режим дня школьника. Организация режима дня школьника.

22.09.2023

Шадрина Ю.А.

2

Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

23.11.2023

Шадрина Ю.А.

3

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Значение примера родителей в воспитании ребенка.

25.01.2024

Шадрина Ю.А.

4

Положительные эмоции в жизни школьника. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

25.04.2024

Шадрина Ю.А.

 

2 класс

   

1

Как родители могут помочь ребенку учиться. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников.

20.10.2023

Шадрина Ю.А.

2

Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

21.12.2023

Гацукович Т.М.

3

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие.

22.02.2024

Шадрина Ю.А., Гацукович Т.М.

4

Трудовое воспитание детей в семье. Как научить современного ребенка трудиться

26.04.2024

Гацукович Т.М.

 

3 класс

   

1

Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Влияние оценки на самооценку учащихся.

28.10.2023

Шадрина Ю.А.

2

Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

30.11.2023

Шадрина Ю.А.

3

Здоровая семья – здоровый ребенок.

22.02.2024

Гацукович Т.М.

4

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

23.05.2024

Шадрина Ю.А.

 

4 класс

   

1

Ребенок и компьютер.

21.09.2023

Гацукович Т.М.

2

Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся.

29.11.2023

Стаскевич О.В.

3

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. 

26.01.2024

Шадрина Ю.А.

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

19.04.2024

Шадрина Ю.А.

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

 

Темы занятий

Дата проведения

Ответственные

 

5 класс

   

1

Адаптация ребенка 5-классника. Трудности адаптации пятиклассников к школе.

27.09.2023

Шадрина Ю.А.

2

Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника.

24.11.2023

Кот И.А.

3

Ваш ребенок вырос. Трудности и риски младшего подросткового возраста

16.02.2024

Гацукович Т.М.

4

Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье.

17.05.2024

Гацукович Т.М.

 

6 класс

   

1

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка.

19.10.2023

Шадрина Ю.А.

2

Профилактика проблемного поведения подростков. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

22.12.2023

Гацукович Т.М.

3

Безопасность подростков в сети Интернет. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков.

12.03.2024

Довжик А.В.

4

Трудности переходного возраста. Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

15.04.2024

Шадрина Ю.А.

 

7 класс

   

1

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов. Любовь и дружба в подростковом возрасте

27.10.2023

Шадрина Ю.А.

2

Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних.

22.12.2023

Гацукович Т.М.

3

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Родительский авторитет.

22.02.2024

Шадрина Ю.А.

4

Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению.

20.05.2024

Борсук Т.А.

       
 

8 класс

   

1

Жизненные цели подростков. Успеваемость в школе как один из факторов родительского контроля.

27.10.2023

Шадрина Ю.А.

2

Как уберечь подростка от насилия. Противоправное поведение несовершеннолетних.

22.12.2023

Гацукович Т.М.

3

Осторожно: суицид. Профилактика суицидального поведения.

22.03.2024

Шадрина Ю.А.

4

Культура поведения в конфликтных ситуациях. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты.

24.05.2024

Шадрина Ю.А.

 

9 класс

   

1

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

20.10.2023

Гацукович Т.М.

2

Агрессия, её причины и последствия. Интернет-зависимость: пути преодоления.

19.12.2023

Шадрина Ю.А.

3

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей.

23.02.2024

Позняк А.В.

4

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию.

24.05.2024

Шадрина Ю.А.

 

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X - XI классов

 

Темы занятий

Дата проведения

Ответственные

 

10 класс

 

 

1

Здоровье - это жизнь.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

26.10.2023

Шадрина Ю.А.

2

Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников.  

22.12.2023

Лукашевич С.Н.

3

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

21.03.2024

Лукашевич С.Н.

4

Закон и ответственность несовершеннолетних. Родительский контроль несовершеннолетних в свободное время.

23.05.2024

Гацукович Т.М.

 

11 класс

 

 

 

1

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

30.09.2023

Шадрина Ю.А.

 

2

Как уберечь ребенка от зависимостей?

28.11.2023

Гацукович Т.М.

 

3

 Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

16.02.2024

Довжик А.В.

 

4

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

 

 

20.04.2024

 

Шадрина Ю.А.

 

 

 

 

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете ГУО «Речковская средняя школа»

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете

ГУО «Речковская средняя школа»

  1. Общие положения

1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

  1. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

гражданское: о путях развития образования, школы.

консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

         расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

         организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

         построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе ГУО «Речковская средняя школа»;

создается  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

занятия проводятся один раз в четверть;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет-сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет».

3.2. Координатор родительского университета:

   несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

       координирует деятельность родительского университета;

        осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;

   подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

     ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

   в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы сотрудниками Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Структура родительского университета.

4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.

4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

  1. Документация

приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения образования;

Положение о родительском университете;

план работы на учебный год;

методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

свернуть

Родителям

Первая любовь в жизни вашего ребенка

Ваш ребенок впервые влюбился. Эмоции через край. Что делать и как себя вести? Как помочь подростку пережить этот непростой период, не натворив глупостей? Какую тактику выбрать родителям, чтобы не потерять доверие сына или дочери?

Расскажите о своем опыте

Ребятам часто кажется, что родители слишком взрослые, чтобы понять их. Если вы узнали о влюбленности ребенка, в первую очередь расскажите ему о своей первой любви. Это поможет выстроить мостик доверия. Ребенок увидит, что вы растрогались, рассказывая о мальчике или девочке из старшего класса или вокалисте давно распавшейся группы, первым заставившем ваше сердце трепетать.

Объясните ребенку, что первая любовь часто приходит не вовремя и ставит человека в тупик, однако это совершенно нормально.

Важная веха

Возможно, вам непросто принять, что сын или дочь выросли и впервые влюбились. Но помните: влюбленность — важная веха на неровном пути взросления, а также признак того, что эмоции, как и тело, созревают.

Специалист по воспитанию детей и психологии подростков Карл Пикхардт считает, что, хотя влюбленность ассоциируется обычно с поиском кого-то физически привлекательного, существует три различных типа страсти, каждый из которых дает свое представление о том человеке, каким вы в результате становитесь.

— В качестве объекта любви может выступать человек, которым ребенок восхищается: тогда он становится, например, объектом для подражания. Он поможет подростку определить качества и способности, которые он ценит в людях и которыми хочет обладать.

— Есть романтическая влюбленность в кого-то, кто привлекает ребенка, и так он определяет, с кем захочет встречаться, когда станет старше.

— А можно влюбиться в знаменитость — певца, актера или видеоблогера.

Вознести на пьедестал

Какой бы ни была первая любовь, ребенок испытывает новые ощущения, и, несмотря на приятное волнение и восторг, справиться с ними ему нелегко. Скорее всего, у него появятся «бабочки в животе». Он будет мечтать, чтобы этот человек его заметил, станет одеваться, говорить и вести себя, как он или она.

Влюбляясь, мы часто не видим человека таким, какой он есть на самом деле. Мы проецируем на него всевозможные способности, считаем его лучшим на Земле, замечая только, какой он красивый, умный, спортивный, артистичный или музыкальный. Мы ловим себя на том, что рисуем сердечки вокруг имени своего возлюбленного или возлюбленной, думаем о нем дни напролет.

В этом нет ничего плохого до тех пор, пока наше увлечение не поглощает полностью наши мысли, заставляя нас грустить, делать то, что нам неприятно, или вести себя неприемлемо.

Объясните ребенку, что эти переживания — своего рода генеральная репетиция, позволяющая испытать эмоции, необходимые позже, когда он повзрослеет и будет встречаться с кем-то. К сожалению, когда первая любовь проходит, кажется, что сердце разбито. Но скоро подросток придет в себя и даже сможет посмотреть на объект своей страсти непредвзято.

Если по уши влюбился

Первая любовь полностью перевернет мир ребенка, объясните ему, о чем не стоит забывать.

  1. Что такое влюбленность?Говоря простым языком, сначала нам кто-то нравится, а потом мы чувствуем нечто большее. Это не любовь, а влюбленность, и испытывать ее можно по отношению к разным людям: реальным (например, к одноклассникам) или недосягаемым (к знаменитостям).
  2. Как себя вести.Часто первую влюбленность называют детской любовью, и на это есть свои причины: мы буквально как дети выпрыгиваем из кожи вон от восторга, который нас обуревает. В таком приподнятом состоянии, вызванном эмоциональными переживаниями, может возникнуть соблазн рассказать всем вокруг о своем увлечении.

Объясните ребенку, что этого делать не стоит: влюбленный человек часто становится объектом дразнилок. Чтобы чувства ребенка не стали главной новостью в классе или темой сплетен в социальных сетях, пусть сохранит их при себе, поделившись только с самыми близкими.

Точно так же попросите ребенка не дразнить друзей, если они говорят ему о своих любовных увлечениях. Важно уважать чувства любого, кто влюбился в нас, независимо от того, испытываете ли вы что-то подобное в ответ или нет.

  1. Чего следует ожидать.Имейте в виду, что первая влюбленность вряд ли приведет к серьезным отношениям. Чаще всего она остается фантазией, безответным чувством, от которого возникает путаница в голове. Но это небольшая ступенька к будущему «я» ребенка.

Находясь в сетях своей детской влюбленности, ребенок испытывает сильное смятение и грустит. Обычно такое состояние быстро проходит, если же нет, скажите ребенку, что он всегда может поделиться своими переживаниями с вами или другим близким взрослым, которому доверяет.

Как пережить боль предательства

Часто подросток, которого отвергают, чью любовь высмеивают, чувствуют себя преданным. Обидеть могут друзья или сам объект любви. И пережить эту боль непросто.

Вместе порассуждайте на тему, почему люди причиняют боль тем, кого любят? Объясните, что нет точного ответа на этот вопрос. Люди меняются и делают ошибки. Иногда те, кого мы любим, на поверку оказываются совсем не теми, за кого мы их принимали.

Предательство означает, что по отношению к человеку намеренно совершили действие, которое его задело. Однако иногда ощущение, что тебя предали, возникает даже тогда, когда человек огорчил тебя, сам того не желая. Например, подруга может раскрыть какой-то ваш секрет просто для того, чтобы стать ближе новым друзьям. Когда человек принимает решение сделать или получить что-то, то его ничто не остановит. Сильные эмоции меняют людей, и они начинают вести себя по-другому в отношениях.

Что делать?

  1. Не прячьте свои чувства.Если ребенок не проговорит, что именно чувствует из-за предательства, то в будущем это может ему выйти боком. Например, он может перестать спать, перестать доверять другим и будет плохо чувствовать себя морально. Предательство — очень горькое чувство. Плакать, кричать и некоторое время думать о ситуации — это нормально.
  2. Запишите чувства.Чтобы пережить предательство, нужно записать свои эмоции. Можно написать письмо обидчику, но не отправлять его.
  3. Не нужно мстить.Желание отплатить предателю той же монетой — это нормально, но не стоит действовать опрометчиво. Потом мы часто сожалеем о том, что сказали и сделали от злости и обиды.
  4. Обсудите с кем-нибудь.После обсуждения мысли встают на свои места и начинается процесс исцеления.
  5. Простить и забыть?Отпускать обиды необходимо. Ребенку будет гораздо легче жить, если он простит своего обидчика. Это не значит смириться с его поступком и забыть об этом. Но прощение поможет контролировать ситуацию у себя в голове и жить дальше. Если ребенка долгое время переполняют ненависть и злоба, ему может стать от этого еще хуже.

Объясните ребенку: если один человек предал его, это совсем не значит, что предателями окажутся и другие.

По материалам книги «Дыши. Как стать смелее».

 

Рекомендации для родителей 8-х классов «Осторожно суицид!»

За последние годы суицид подростков возрос на 60%. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств.

Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причиной покушение на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождающаяся печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Исследования, проведенные среди учащихся 8 – 9 классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные

Признаки готовящегося самоубийства

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

  1. Приведение своих дел в порядок – раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве.  Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  5. Словесные указания или угрозы.
  6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  7. Потеря близкого человека, за которой следует вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
  8. Бессонница. 

Возможные мотивы

Поиск помощи – большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Безнадежность – жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы – в се проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

Попытка сделать больно другому человеку – «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему – человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Рекомендации родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству

ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо». «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

ОБСУЖДАЙТЕ – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.

БУДТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать терапевта за его излишнюю тревожность, могут изображать  гнев. Скажите что вы принимаете их всерьез.

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ – обобщайте, проводите рефрейминг – «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь..», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве..», «ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь в этой ситуации. 

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем: а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным; б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; в) что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Родители, будьте бдительны!

  • Если во время скандала ваш ребенок грозится покончить с собой, отнеситесь к угрозе серьезно, испугайтесь. Это не значит, что вы не должны вернуться к решению вашей с ним проблемы. Просто вам нужно сменить тактику.
  • Если он все же предпринял попытку самоубийства, ПОМНИТЕ: В 90 СЛУЧАЯХ ИЗ 100 ПРОИСХОДЯТ ПОВТОРНЫЕ ПОПЫТКИ. Поэтому лучше всего обратиться за помощью к специалистам.
  • САМОЕ ГЛАВНОЕ, спросите себя: «Что же такого было в нашей жизни, если он на это решился?»

Только смерть нельзя изменить, ВСЕ остальное МОЖНО!!!

 

свернуть