Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Речковская средняя школа"
Министерством образования 14 августа 2023г. принято постановление № 263 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году»
В частности, документом установлено, что в 2023/2024 учебном году итоговые школьные экзамены пройдут в следующие сроки:
♦ У 9-классников:
Им предстоит сдавать выпускные экзамены в школах по следующим учебным предметам:
♦ У 11-классников экзамены будут проводиться в форме централизованного экзамена (ЦЭ).
1. Общие положения
1.1. После завершения процедуры регистрации для участия в централизованном экзамене (далее – ЦЭ) участнику ЦЭ выдается пропуск.
1.2. Участник ЦЭ ИМЕЕТ ПРАВО:
зарегистрироваться для участия в ЦЭ по белорусскому или русскому языку (на выбор) и одному профильному предмету (на выбор);
пользоваться только на ЦЭ по химии и физике калькулятором, который не является средством хранения, приема и передачи информации.
1.3. Участник ЦЭ, не явившийся на ЦЭ либо освобожденный во время проведения ЦЭ от участия в нем по уважительным причинам (заболевание или другие не зависящие от учащегося обстоятельства, подтвержденные документально), проходит его в резервные дни и (или) иные сроки.
1.5. Участник ЦЭ должен прибыть в пункт проведения ЦЭ, имея при себе пропуск, документ, удостоверяющий личность (паспорт, ID-карта (пластиковая смарт-карта), вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность), ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, калькулятор (только на ЦЭ по химии и физике). Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.
Участник ЦЭ, прибывший на ЦЭ после вскрытия пакета с экзаменационными работами, в аудиторию не допускается.
1.6. При получении экзаменационных материалов участник ЦЭ обязан убедиться в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы. Участник ЦЭ обеспечивает сохранность экзаменационных материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории.
По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участник ЦЭ сдает экзаменационные материалы и листы для рабочих записей. Участник ЦЭ, завершивший выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, может покинуть аудиторию.
1.7. Участникам ЦЭ во время его проведения НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:
проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска, калькулятора (только на ЦЭ по химии и физике);
фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
фотографировать экзаменационные материалы;
разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.
Участник ЦЭ, нарушающий требования проведения ЦЭ, удаляется из аудитории. Участник ЦЭ, удаленный из аудитории за нарушение требований проведения ЦЭ, может пройти ЦЭ по данному учебному предмету в иной срок в августе текущего года.
1.8. Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории. При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность. Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов. Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.
2.1. Информация, внесенная в бланк ответов, обрабатывается ЭВМ автоматически, поэтому при заполнении бланка ответов необходимо точно соблюдать установленный порядок.
2.2. Внесение информации в бланк ответов участниками ЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется начиная с первой клетки. Оставшиеся клетки поля не заполняются.
2.3. Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.
2.4. Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ. Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии. Фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, серия и номер документа вносятся в бланк ответов в строгом соответствии с написанием в документе, удостоверяющем личность.
2.5. Область ответов состоит из двух частей: части «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов; части «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.
Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой.
Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.
Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.
Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на экзаменационные задания.
Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записываются в отдельную клетку.
Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью.
Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), которые определяются условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.
Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.
Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.
отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;
поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.
Замена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа (часть «В») производится в соответствующем поле. Для замены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.
2.7 Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.
III этап репетиционного тестирования будет проводиться в ГУО «Средняя школа №4 г. Ивацевичи» в соответствии со следующими датами:
16 марта – математика, биология, обществоведение, география;
17 марта – русский язык, белорусский язык;
6 апреля – физика, химия, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, иностранные языки;
7 апреля – резервный день по всем предметам.
Регистрация на РТ завершается за два дня до начала тестирования: 13 марта в 23.59 и 3 апреля в 23.59.
Стоимость тестирования по одному предмету составляет 9,90 (девять рублей 90 копеек).
Общая информация
В 2024 году учащиеся XI классов будут сдавать два централизованных экзамена (далее – ЦЭ): русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося), предмет по выбору из числа предметов по которым проводится централизованное тестирование (математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история, обществоведение, география, английский язык, французский язык, немецкий язык, испанский язык, китайский язык). При выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ не надо принимать во внимание, является ли предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования. Все это направлено на создание максимально удобных условий для будущих абитуриентов.
Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.
Постановлением Министерства образования от 11.07.2022 №184 утверждены Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена.
Аргументы для принятия новой модели итоговой аттестации следующие:
уменьшение нагрузки на учащихся (было 4 экзамена, стало 2);
совмещение выпускной и вступительной кампании (результаты выпускных экзаменов засчитываются при поступлении в вуз);
унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);
мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи ЦЭ необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения);
учитель готовит одновременно к выпускным и вступительным экзаменам (не требуются дополнительные занятия с репетитором);
повышение ответственности учителя за результаты своей работы и, как следствие, повышение качества знаний выпускников.
Определены даты проведения ЦЭ в 2024 году: 27 мая 2024 г. – «Русский язык», «Белорусский язык»; 30 мая 2024 г.– предмет по выбору.
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
11.07.2022 № 184
ИНСТРУКЦИЯ
по организации и проведению
централизованного экзамена
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Сертификат является действительным до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором был проведен ЦЭ.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ЦЭ
На основании информации РИКЗ, сформированной по предложениям структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, Министерством образования в срок до 1 февраля определяются пункты проведения ЦЭ, закрепление за ними учреждений общего среднего образования и минимальное количество мест для участников ЦЭ в пунктах проведения ЦЭ, а также утверждаются и доводятся до заинтересованных спецификации экзаменационных материалов, методика оценивания результатов ЦЭ с критериями оценки (оценивания) их выполнения.
По предложениям РИКЗ в срок до 1 марта Министерство образования утверждает составы организационных комиссий для проведения ЦЭ в основные сроки, резервные дни и иные сроки.
После подписания актов готовности пункты проведения ЦЭ предоставляют в РИКЗ информацию о пунктах проведения ЦЭ по форме согласно приложению 4, информацию о лицах, ответсвенных за организацию эксплуатации системы регистрации, по форме согласно приложению 5, информацию о доставке экзаменационных материалов в пункты проведения ЦЭ по форме согласно приложению 6, формируют предложения по перечню корпусов и аудиторий (учебных помещений) для проведения ЦЭ по форме согласно приложению 7, а также предоставляют в РИКЗ схемы нумерации мест для участников ЦЭ в аудиториях пункта проведения ЦЭ по форме согласно приложению 8 с указанием количества участников в каждой аудитории пункта проведения ЦЭ.
В период проведения ЦЭ РИКЗ вправе привлекать на договорной основе физических лиц для выполнения работ по обработке заполненных участниками ЦЭ бланков ответов.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЦЭ
В состав комиссии учреждения общего среднего образования входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь, лица (лицо), ответственные за регистрацию участников ЦЭ, специалист, ответственный за работу с единой информационной системой регистрации участников ЦЭ (далее – система регистрации), другие члены комиссии.
Информацию о составе комиссии в срок до 1 марта учреждения общего среднего образования предоставляют в закрепленный за ними пункт проведения ЦЭ по форме согласно приложению 11.
База данных участников ЦЭ заполняется в следующем порядке:
графа 1 (фамилия) – фамилия участника ЦЭ;
графа 2 (собственное имя) – собственное имя участника ЦЭ;
графа 3 (отчество) – отчество участника ЦЭ, если таковое имеется;
графа 4 (документ, удостоверяющий личность участника ЦЭ) – серия документа (при наличии), удостоверяющего личность участника ЦЭ;
графа 5 (документ, удостоверяющий личность участника ЦЭ) – номер документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ;
графа 6 (пол) – пол участника ЦЭ;
графа 7 (код пункта проведения ЦЭ) – код пункта проведения ЦЭ, в котором участник ЦЭ принимает участие в ЦЭ в соответствии с кодировкой РИКЗ;
графа 8 (код учреждения образования) – код учреждения общего среднего образования в соответствии с кодировкой РИКЗ, в котором обучается участник ЦЭ;
графа 9 (населенный пункт) – населенный пункт, в котором расположено учреждение общего среднего образования, в котором обучается участник ЦЭ: 1 – г. Минск, 2 – областной центр, 3 – районный центр, 4 – город, 5 – поселок городского типа, 6 – сельский населенный пункт;
графа 10 (код учебного предмета) – код учебного предмета в соответствии с кодировкой РИКЗ;
графа 11 (язык) – язык предоставления экзаменационной работы: 0 – белорусский язык, 1 – русский язык;
графа 12 (тип или вид учреждения образования) – тип или вид учреждения общего среднего образования, в котором обучается участник ЦЭ: 1 – средняя школа, 2 – гимназия, 3 – лицей, 4 – специализированный лицей, 5 – суворовское военное училище, 6 – кадетское училище, 7 – школа интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8 – санаторная школа-интернат, 9 – гимназия-колледж искусств, 10 – училище олимпийского резерва, 11 – специальная школа, 12 – специальная школа-интернат;
графа 13 (уровень изучения учебного предмета) – уровень изучения учебного предмета: 1 – базовый, 2 – повышенный;
графа 15 (дополнительная подготовка) – факультативные занятия: 1 – «да», 0 –«нет»;
графа 17 (дополнительная подготовка) – курсы при учреждениях высшего образования: 1 – «да», 0 – «нет»;
графа 18 – дата регистрации;
графа 21 (пункт проведения ЦЭ, осуществивший регистрацию) – код пункта проведения ЦЭ, осуществившего регистрацию участника ЦЭ, в соответствии с кодировкой РИКЗ;
графа 22 (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) технического работника) – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) работника, зарегистрировавшего участника ЦЭ;
графы 14 (иные сведения), 16 (иные занятия), 19 (иное), 20 (примечание) – не заполняются.
Программное обеспечение системы регистрации обеспечивается РИКЗ.
Комиссия учреждения общего среднего образования обеспечивает контроль точности и достоверности сведений, внесенных в систему регистрации, посредством распечатки сведений в форме заявления участника ЦЭ из системы регистрации, подписания данного заявления лицом, осуществившим внесение сведений в систему регистрации, и участником ЦЭ.
При необходимости лица из состава комиссии учреждения общего среднего образования направляются в пункт проведения ЦЭ, в том числе для получения паролей доступа к системе регистрации, инструктажа.
Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов возможно только до истечения сроков регистрации в основные сроки.
Пункты проведения ЦЭ предоставляют заявки на экзаменационные материалы по форме согласно приложению 18 на основании базы данных участников ЦЭ и сведений, полученных от учреждений общего среднего образования. При составлении заявки на экзаменационные материалы предусматривается полное заполнение аудиторий.
Регистрация на прохождение ЦЭ в резервные дни и (или) иные сроки осуществляется отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов совместно с организационными комиссиями пунктов проведения ЦЭ, определенных для проведения ЦЭ в резервные дни и иные сроки.
Заявка на экзаменационные материалы для проведения ЦЭ в резервные дни и иные сроки формируется посредством системы регистрации и предоставляется в РИКЗ в срок не позднее 4 дней до даты проведения ЦЭ в резервный день и иной срок.
ГЛАВА 4
ПУНКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЦЭ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
24.1. пропускной режим, который включает допуск по пропуску и документу, удостоверяющему личность, в пункт проведения ЦЭ, корпус пункта проведения ЦЭ, аудиторию проведения ЦЭ участников ЦЭ, членов организационной комиссии, педагогических работников, иных лиц, которые привлекаются для сопровождения ЦЭ;
24.2 пост медицинской помощи в дни проведения ЦЭ;
24.3. соблюдение режима информационной безопасности при проведении ЦЭ;
24.4. безопасные условия пребывания участников ЦЭ. Пункты проведения ЦЭ организуют взаимодействие с территориальными управлениями Министерства по чрезвычайным ситуациям по усилению противопожарной безопасности в пунктах проведения ЦЭ.
25.1. исключается доступ к учебникам, учебным пособиям, справочно-познавательной информации по соответствующим учебным предметам;
25.2. нумеруются места для участников ЦЭ, количество которых должно быть кратно установленному количеству вариантов экзаменационных работ по каждому учебному предмету;
25.3. размещается образец бланка ответов;
25.4. размещаются часы, находящиеся в поле зрения участников ЦЭ;
25.5. имеются листы для рабочих записей в достаточном количестве;
25.6. обеспечивается соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.
В случае, если регистрация участников ЦЭ проводилась для нескольких далеко расположенных друг от друга корпусов пункта проведения ЦЭ, допускается наличие свободных мест для участников ЦЭ в одной аудитории (при использовании экзаменационных работ на одном языке) и в двух аудиториях (при использовании разноязычных экзаменационных работ) в каждом корпусе.
27.1. обеспечивает взаимодействие с РИКЗ, структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов;
27.2. составляет схемы нумерации рабочих мест в аудиториях, схемы распределения вариантов экзаменационных материалов, готовит другие необходимые материалы (в том числе списки участников ЦЭ, листы для записей);
27.3. инструктирует и обеспечивает необходимыми материалами педагогических работников, которые находятся в аудиториях и на коридорах во время проведения ЦЭ;
27.4. распределяет педагогических работников для работы в аудиториях, коридорах, входах в корпуса пунктов проведения ЦЭ;
27.5. обеспечивает распределение (жеребьевку) случайным образом педагогических работников, которые будут находиться во время проведения ЦЭ в аудиториях из числа лиц, ранее имевших опыт проведения централизованного (репетиционного) тестирования, проводимого РИКЗ (при наличии такой возможности), а также, чтобы в составе группы педагогических работников был хотя бы один представитель из числа педагогических работников учреждений высшего, среднего специального, общего среднего образования другой административно-территориальной (территориальной) единицы, чем та, учащиеся которой проходят ЦЭ в пункте проведения ЦЭ (при наличии такой возможности) и оформляют протокол распределения ответственных педагогических работников и педагогических работников по аудиториям по форме согласно приложению 19;
27.6. организует информирование участников ЦЭ о порядке проведения ЦЭ;
27.7 распределяет участников ЦЭ по аудиториям в соответствии с определенным организационной комиссией порядком распределения;
27.8. обеспечивает сохранность и конфиденциальность экзаменационных материалов, своевременность их приема, передачи;
27.9. обеспечивает соблюдение режима информационной безопасности при проведении ЦЭ;
27.10. организует пропускной режим в день проведения ЦЭ;
27.11. проводит служебное расследование по фактам нарушения требований порядка проведения ЦЭ, установленных настоящей Инструкцией.
В состав организационной комиссии включается представитель отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа и (или) представитель уполномоченной им организации.
РИКЗ инструктирует председателей организационных комиссий по вопросам подготовки и проведения ЦЭ.
Организационная комиссия правомочна принимать решения по рассматриваемым на заседании вопросам при участии в его работе не менее 2/3 ее членов. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
В случае равного количества голосов «за» и «против» принимается решение, за которое проголосовал председатель организационной комиссии.
30.1. в аудитории – педагогические работники. Для каждой аудитории определяется не менее трех педагогических работников, из которых определяется ответственный педагогический работник за сопровождение и проведение ЦЭ (далее – ответственный педагогический работник). В аудиториях не могут находиться педагогические работники, преподающие учебный предмет, по которому проводится ЦЭ;
30.2. в коридорах – педагогические работники в количестве, достаточном для регулирования движения, сопровождения и информирования участников ЦЭ, но не более пяти;
30.3. у входа в пункт проведения ЦЭ – не менее трех педагогических работников.
31.1. обеспечивают организацию и проведение ЦЭ в аудиториях;
31.2. руководят работой педагогических работников в аудиториях;
31.3. оформляют списки участников ЦЭ в аудитории по форме согласно приложению 20;
31.4. немедленно информируют председателя организационной комиссии о несоответствии количества экзаменационных материалов во вскрытых пакетах количеству, указанному на пакетах, и о несоответствии количества или номеров бланков ответов во вскрытых пакетах количеству или номерам, указанным в акте приемки-передачи бланков ответов по форме согласно приложению 21, а также о других возможных внештатных ситуациях;
31.5. удаляют из аудитории участников ЦЭ, а также других лиц за нарушение порядка проведения ЦЭ, о чем производится запись в протоколе проведения ЦЭ в аудитории по форме согласно приложению 22.
По окончании проведения ЦЭ пункты проведения ЦЭ могут выплачивать вознаграждение лицам, привлекаемым для сопровождения ЦЭ, в размерах согласно приложению 10.
ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПАКЕТИРОВАНИЯ, ПЕРЕДАЧИ, ПОЛУЧЕНИЯ, ТРАНСПОРТИРОВКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Сохранность и конфиденциальность экзаменационных материалов, своевременность их приема-передачи обеспечивается пунктом проведения ЦЭ.
36.1. пакетирует экзаменационные материалы на основании заявок на экзаменационные материалы;
36.2. вкладывает дополнительно пакеты, предназначенные для возврата заполненных бланков ответов, погашенных бланков ответов, использованных экзаменационных работ, не выданных экзаменационных работ;
36.3. предусматривает в случае необходимости для пунктов проведения ЦЭ резервные пакеты с экзаменационными материалами;
36.4. оформляет упаковки (вализы) с экзаменационными материалами в соответствии с требованиями и передает их уполномоченному представителю службы доставки для передачи в пункты проведения ЦЭ.
37.1. вскрывает в день получения упаковки (вализы) с пакетами экзаменационных материалов, пересчитывает пакеты, сверяет с ранее поданной заявкой, составляет акт о получении упаковок (вализ) с экзаменационными материалами по форме согласно приложению 23, укладывает пакеты в сейф (металлический ящик), который опечатывается (пломбируется);
37.2. передает в день проведения ЦЭ пакеты с экзаменационными материалами ответственным педагогическим работникам под подпись в ведомости приемки-передачи пакетов с экзаменационными материалами по форме согласно приложению 24;
37.3. вскрывает (в случае недостаточного количества экзаменационных материалов в аудиториях) резервные пакеты с экзаменационными материалами. Факт вскрытия резервных пакетов фиксируется в протоколе проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ по форме согласно приложению 25. Невыданные бланки ответов запечатываются без погашения;
37.4. после окончания ЦЭ принимает от ответственных педагогических работников под подпись в ведомости приемки-передачи пакетов с экзаменационными материалами по форме согласно приложению 24 запечатанные пакеты с заполненными бланками ответов, погашенными бланками ответов, использованными экзаменационными работами, невыданными экзаменационными работами, а также незапечатанные дополнительные пакеты, использованные пакеты, количество которых должно соответствовать количеству, полученному перед ЦЭ, и протокол проведения ЦЭ в аудитории.
38.1. в установленное время начала ЦЭ предъявляют участникам ЦЭ в аудитории запечатанные пакеты с экзаменационными материалами, вскрывают запечатанные пакеты с бланками ответов, сверяют фактическое количество и номера бланков ответов с количеством и номерами, указанными в полученном от РИКЗ акте приемки-передачи бланков ответов, о чем производят запись в протоколе проведения ЦЭ в аудитории;
38.2. выдают бланки ответов участникам ЦЭ в соответствии со схемами распределения вариантов экзаменационных материалов. До момента вскрытия пакета с экзаменационными работами погашают оставшиеся в пакете бланки ответов путем перечеркивания по диагоналям. Замена бланков ответов не производится;
38.3. после заполнения области регистрации бланка ответов всеми участниками ЦЭ в аудитории вскрывают пакеты с экзаменационными работами, сверяют фактическое количество экземпляров экзаменационных работ с количеством, указанным на пакете, выдают их участникам ЦЭ в соответствии с вариантом бланка ответов, о чем производят соответствующую запись в протоколе проведения ЦЭ в аудитории. Участник ЦЭ, прибывший на ЦЭ после вскрытия пакета с экзаменационными работами, в аудиторию не допускается;
38.4. пересчитывают и запечатывают в соответствующий пакет невыданные экзаменационные работы сразу же после начала отсчета времени работы над выполнением экзаменационной работы;
38.5. по истечении времени на выполнение экзаменационной работы принимают от участников ЦЭ использованные экзаменационные материалы;
38.6. пересчитывают и запечатывают в соответствующий пакет заполненные участниками ЦЭ бланки ответов вместе с подписанным актом приемки-передачи бланков ответов;
38.7. пересчитывают и запечатывают в соответствующий пакет погашенные бланки ответов;
38.8. пересчитывают и запечатывают в соответствующий пакет использованные экзаменационные работы;
38.9. незамедлительно сообщают председателю организационной комиссии о недостаче экзаменационных материалов;
38.10. передают организационной комиссии пакеты, указанные в подпункте 37.4 пункта 37 настоящей Инструкции, протокол проведения ЦЭ в аудитории и рабочие записи участников ЦЭ.
ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЭ
Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до его начала, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и пропуск.
В дни проведения ЦЭ в соответствии с законодательством обеспечивается организация питания участников ЦЭ.
В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается допуск такого участника ЦЭ в пункт проведения ЦЭ при условии нахождения в списках зарегистрированных для участия в ЦЭ. При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ.
Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.
Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.
Иные личные вещи, в том числе мобильные телефоны, средства аудио, видео и фото-фиксации, участники ЦЭ оставляют до входа в аудиторию в специально выделенном для этого месте.
Жеребьевка мест для размещения в аудиториях участников ЦЭ проводится путем вытаскивания карточек с номерами. Если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском языке и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно.
В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (в том числе инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей).
Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.
При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность.
Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов.
Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.
52.1. проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;
52.2. фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
52.3. меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
52.4. вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
52.5. иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
52.6. выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
52.7. фотографировать экзаменационные материалы;
52.8. разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
52.9. произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.
В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.
Участник ЦЭ, удаленный из аудитории в соответствии с частью первой настоящего пункта, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в иной срок в августе текущего года осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.
Принимая экзаменационные материалы, педагогический работник сверяет соответствие данных участника ЦЭ, указанных в области регистрации бланка ответов, данным документа, удостоверяющего личность, а также соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.
Принятые экзаменационные материалы пересчитываются и запечатываются в пакеты согласно требованиям настоящей Инструкции и вместе с протоколом проведения ЦЭ в аудитории передаются организационной комиссии.
Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ в соответствии с частью первой настоящего пункта, проходит ЦЭ в резервный день или иной срок. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в резервный день или иной срок осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.
ГЛАВА 7
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ
Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.
Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии.
поля, заполняемые по указанию педагогического работника в аудитории:
«Код пункта проведения ЦЭ» – указывается код пункта проведения ЦЭ в соответствии с кодировкой РИКЗ;
«Корпус» – указывается номер корпуса пункта проведения ЦЭ, в котором участник ЦЭ проходит ЦЭ;
«Номер аудитории» – указывается номер аудитории пункта проведения ЦЭ, в которой участник ЦЭ проходит ЦЭ;
«Код предмета» – указывается код учебного предмета в соответствии с кодировкой РИКЗ;
«Название предмета» – указывается название учебного предмета, по которому проводится ЦЭ;
поля, самостоятельно заполняемые участниками ЦЭ:
«Фамилия» – указывается фамилия согласно документу, удостоверяющему личность;
«Собственное имя» – указывается собственное имя из документа, удостоверяющего личность;
«Отчество» – указывается отчество, если таковое имеется, из документа, удостоверяющего личность;
«Серия» – указывается серия документа (при наличии), удостоверяющего личность;
«Номер» – указывается номер документа, удостоверяющего личность;
«Дата» – указывается дата проведения ЦЭ;
«Подпись» – участник ЦЭ ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, которые являются двойными, имеют составные части или служебные слова, записываются в точном соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.
Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ.
часть «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов;
часть «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.
Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.
Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.
Отмена ошибочной метки производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо:
отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;
поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.
Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записывается в отдельную клетку.
Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела, дефиса или другого разделительного знака. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью.
Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), определяемых условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.
Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.
Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.
Отмена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.
ГЛАВА 8
ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ БЛАНКОВ ОТВЕТОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫДАЧИ СЕРТИФИКАТОВ ЦЭ
Сверка ответов участников ЦЭ на задания экзаменационной работы с правильными ответами осуществляется компьютером с помощью программного обеспечения, разработанного и (или) используемого РИКЗ.
засчитать как правильные ответы по заданию при обнаружении технических дефектов в бланках ответов, опечаток, влияющих на правильность ответов участников ЦЭ на задание;
не обрабатывать бланки ответов, в которых участником ЦЭ используется ненормативная лексика и (или) иные умышленые нарушения установленного порядка заполнения участником ЦЭ бланка ответов.
Не обрабатываются и не проверяются записи на экзаменационных работах и листах для рабочих записей, бланки ответов без указания фамилии и (или) собственного имени участника ЦЭ.
По результатам сверки оформляются протоколы результатов ЦЭ по форме согласно приложению 26 и сертификаты.
Представители пунктов проведения ЦЭ передают сертификаты по акту приемки-передачи в отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов.
Отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов передают сертификаты по акту приемки-передачи в учреждения общего среднего образования, в которых обучаются участники ЦЭ.
копия действующего документа, удостоверяющего личность;
сертификаты, подлежащие замене.
Для сверки копии документа, удостоверяющего личность, предъявляется его оригинал.
Для получения нового сертификата представляются следующие документы:
копия документа, удостоверяющего личность;
заявление на имя директора РИКЗ с указанием причины предоставления нового сертификата;
пришедший в негодность сертификат – в случае, если сертификат пришел в негодность.
Для сверки копии документа, удостоверяющего личность, предъявляется его оригинал.
Новый сертификат оформляется в течение пяти дней со дня подачи заявления на бланках установленного образца с отметкой «Экземпляр №2» в правом верхнем углу и действителен до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором был проведен ЦЭ, по результатам которого выдан сертификат.
Экзаменационные работы находятся в РИКЗ до конца текущего календарного года.
Электронные изображения заполненных участниками ЦЭ бланков ответов находятся в РИКЗ в течение срока, установленного для их хранения.
Выписка
из Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (от 11 июля 2022 г. № 184)
ГЛАВА 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЭКЗАМЕНОВ
46. На основании сроков проведения выпускных экзаменов, установленных Министерством образования в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 161 Кодекса Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 13 Республики Беларусь об образовании, учреждение образования определяет даты проведения каждого выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в расписании выпускных экзаменов. Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов. При составлении расписания выпускных экзаменов необходимо учитывать: не менее двух дат в случае необходимости проведения выпускного экзамена в письменной форме по соответствующему учебному предмету; проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе; обеспечение продолжительности перерыва между выпускными экзаменами не менее одного дня.
47. Выпускные экзамены проводятся по текстам, содержащимся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, разрабатываемым Министерством образования, и билетам, разрабатываемым Министерством образования. Тексты, билеты для проведения выпускных экзаменов разрабатываются Министерством образования на основании требований образовательного стандарта базового образования, образовательного стандарта среднего образования к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования. Практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются учителями учреждения образования и утверждаются его руководителем (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. Практические задания хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица).
48. Составы экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов утверждаются руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и два члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен. В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и три члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен. Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель, преподававший в данном классе учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен. 49. Выпускные экзамены по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00. Продолжительность выпускных экзаменов по
учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, устанавливается с учетом специфики учебного предмета, структурных элементов экзаменационной работы. Учащиеся, выполнившие экзаменационную работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиком. Учащиеся, которые не выполнили экзаменационную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной. Экзаменационные работы учащихся по завершении выпускных экзаменов, которые проводились в письменной форме, хранятся в сейфе у руководителя учреждения Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 14 образования (уполномоченного им лица) и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ учащихся осуществляется в учреждении образования.
50. На выпускные экзамены, которые проводятся в письменной форме, учащимся не разрешается приносить тетради, учебные пособия, учебники, учебные и справочные материалы. На выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, учащиеся могут пользоваться картами, схемами, репродукциями, фонозаписями, аудиовизуальными средствами, музыкальными инструментами, учебно-лабораторным оборудованием.
51. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене, который проводится в устной форме или в сочетании устной и практической форм, учащемуся отводится не более 30 минут. Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по структурным элементам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа на структурные элементы билета учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом. В случае, если учащийся не ответил по билету, то экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол итогового испытания вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.
52. Экзаменационные комиссии учреждений образования вносят отметки, полученные учащимися по результатам сдачи выпускных экзаменов, централизованных экзаменов, в протокол выпускного экзамена по форме согласно приложению 26, протокол централизованного экзамена по форме согласно приложению 27. Протокол выпускного экзамена, централизованного экзамена подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии при оценке результатов сдачи учащимся выпускного экзамена вопрос решается большинством голосов с записью в протоколе выпускного экзамена мнения каждого члена экзаменационной комиссии, который не согласен с выставленной отметкой. Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования. Отметки, полученные учащимися на выпускном экзамене, который проводится в устной, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, объявляются учащимся по завершении выпускного экзамена, а в письменной форме – не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.
53. По учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме отметки, полученной на выпускном экзамене, централизованном экзамене, также итоговую отметку. Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое отметки по итогам учебного года и отметки (отметок), полученной (полученных) на выпускном экзамене, централизованном экзамене. Положительная итоговая отметка не может быть выставлена при получении на выпускном экзамене неудовлетворительной отметки.
54. Пересмотру не подлежат отметки, полученные на выпускных экзаменах, централизованных экзаменах, итоговые отметки, а также отметки по итогам года по учебным предметам (модулям) по итогам их изучения в предыдущих классах, которые вносятся в документ об образовании (свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью)
56. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Белорусский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)». В случае, если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене. 57. Учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Русский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)». Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене.
58. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «История Беларуси» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)». Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «История Беларуси», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 16 Отметка, полученная на выпускном экзамене, за речевое оформление устного ответа этим учащимся не снижается.
59. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с русским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Белорусский язык», не аттестуются по этому учебному предмету. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)». Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Русский язык». В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык».
60. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с белорусским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Русский язык», не аттестуются по этому учебному предмету. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)». Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык». В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык»
63. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их завершения, сдают до 10 июля текущего учебного года выпускные экзамены по тем учебным предметам, по которым они не сдали выпускной экзамен в основной срок. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.
Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь (включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса разных лет)
Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь
Электронный справочник абитуриента РБ - ВУЗы и ССУЗы РБ: удобнейший поиск, проходные баллы, новости, все о РT и ЦТ, «справочное бюро», дни открытых дверей, словарь «профессии и специальности» и пр.
На сайте "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ" размещены сведения о сборниках и методических пособиях, которые помогут Вам подготовиться к централизованному тестированию. Кроме того, Вы всегда получите квалифицированные ответы на электронные обращения. |
№
|
Название учебного заведения
|
Адрес
|
Ректор
|
Телефон
|
Адрес сайта
|
1.
|
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
|
220007, г.Минск, ул.Московская, 17
|
Морозевич Анатолий Николаевич
|
226-37-45; 220-25-08
|
|
2.
|
УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»
|
Республика Беларусь, 220005, г. Минск, проспект Машерова, 6
|
Начальник Академии Бачила Владимир Владимирович
|
289-23-30; 289-23-83
|
|
3.
|
УО «Барановичский государственный университет»
|
225404, г.Барановичи, ул.Войкова, 21
|
Кочурко Василий Иванович
|
8-016-3-42-32-77
|
|
4.
|
УО «Белорусский государственный аграрный технический университет»
|
220023, г. Минск, пр.Независимости, 99
|
Шило Иван Николаевич
|
267-47-71;
267-41-16 |
|
5.
|
УО «Белорусская государственная академия искусств»
|
220012, г. Минск, пр.Независимости, 81
|
Борозна Михаил Григорьевич
|
232-15-42; 232-15-82
|
|
6.
|
УО «Белорусская государственная академия музыки»
|
220030, г. Минск, ул.Интернацио-нальная, 30
|
Дулова Екатерина Николаевна
|
227-49-42; 226-19-96
|
|
7.
|
УО «Белорусский государственный университет физической культуры»
|
220020 г. Минск, пр.Победителей, 105
|
Кобринский Михаил Ефимович
|
250-54-67; 250-63-43
|
|
8.
|
УО «Белорусский государственный медицинский университет»
|
220798, г. Минск, пр.Дзержинского, 83
|
Сикорский Анатолий Викторович
|
271-94-24; 272-97-35
|
|
9.
|
УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»
|
220809, г. Минск, ул.Советская,18
|
Кухарчик Пётр Дмитриевич
|
226-40-20; 226-40-24
|
|
10.
|
УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия»
|
213410, г. Горки, Могилевской обл., ул. Мичурина, 5
|
Курдеко Александр Павлович
|
2-15-91; 2-15-31
|
|
11.
|
УО «Белорусский государственный технологический университет»
|
220630, г. Минск, ул.Свердлова, 13-a
|
Жарский Иван Михайлович
|
226-14-32; 227-62-17
|
|
12.
|
Белорусский государственный университет
|
220050, г. Минск, пр.Независимости, 4
|
Абламейко Сергей Владимирович
|
226-59-40; 209-54-16
|
|
13.
|
УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
|
220027, г. Минск, ул.П.Бровки, 6
|
Батура Михаил Павлович
|
292-32-35
|
|
14.
|
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
|
220001, г. Минск, ул.Рабкоровская, 17
|
Святлоў Барыс Уладзіміравіч
|
222-83-71
|
|
15.
|
УО «Белорусский государственный университет транспорта»
|
246653, г. Гомель, ул.Кирова, 34
|
Сенько Вениамин Иванович
|
+375 232 777215
|
|
16.
|
УО «Белорусский государственный экономический университет»
|
220672, г. Минск, Партизанский пр-т, 26
|
Шимов Владимир Николаевич
|
209-88-88; 249-10-59
|
|
17.
|
Белорусский национальный технический университет
|
220027, г. Минск, пр.Независимости, 65
|
Хрусталев Борис Михайлович
|
292-38-42; 237-39-25
|
|
18.
|
Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет»
|
212005, г.Могилев, пр.Мира, 43
|
Сазонов Игорь Сергеевич
|
+375 222 23-61-00
|
|
19.
|
УО «Брестский государственный технический университет»
|
224017, г. Брест, ул.Московская, 267
|
Пойта Петр Степанович
|
+375 162 42-33-93; +375 162 42-40-84
|
|
20.
|
УО «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»
|
224665, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21
|
Чесновский Мечислав Эдвардович
|
+375-162 23-33-40; +375-162 23-09-96
|
|
21.
|
УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»
|
210602, г. Витебск, ул.1-ая Доватора 7/11
|
Ятусевич Антон Иванович
|
+375–212 37-07-37; +375–212 37-20-37
|
|
22.
|
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»
|
210023, г. Витебск, пр.Фрунзе, 27
|
Дейкало Валерий Петрович
|
37-09-37
|
|
23.
|
УО «Витебский государственный технологический университет»
|
210035, г. Витебск, Московский пр-т, 72
|
Башметов Валерий Степанович
|
47-50-26; 47-74-01
|
|
24.
|
УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова»
|
210036, г. Витебск, Московский пр-т, 33
|
Солодков Александр Петрович
|
21-58-48; 25-02-93
|
|
25.
|
УО «Военная академия Республики Беларусь»
|
220057, г. Минск-57
|
нач. Бобриков Сергей Валентинович
|
287-49-22; 287-41-99
|
|
26.
|
УО «Высший государственный колледж связи»
|
220114, г. Минск, Староборисовск. тр.8-2
|
Зеневич Андрей Олегович
|
267-44-14; 267-44-14
|
|
27.
|
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
|
246000, г. Гомель, ул.Ланге, 5
|
Лызиков Анатолий Николаевич
|
+375 0232 74-41-21;
|
|
28.
|
УО «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»
|
246746, г. Гомель, пр.Октября, 48
|
Тимошин Сергей Иванович
|
(0232) 48-16-00;
|
|
29.
|
УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
|
246699, г. Гомель, ул.Советская, 104
|
Рогачёв Александр Владимирович
|
(0232) 60-31-13; (0232) 60-73-71
|
|
30.
|
УО «Гомельский инженерный институт» МЧС Республики Беларусь
|
246023, г.Гомель, ул.Речицкое шоссе, 35-а
|
нач. Украинец Александр Анатольевич
|
(0232) 46-13-13; (0232) 46-00-13
|
|
31.
|
УО «Гродненский государственный аграрный университет»
|
230008, г. Гродно, ул.Терешковой,28
|
Пестис Витольд Казимирович
|
(0152) 72-13-65;
|
|
32.
|
УО «Гродненский государственный медицинский университет»
|
230015, г. Гродно, ул.Горького, 80
|
Снежицкий Виктор Александрович
|
+375-152-430365; +375-152-432661
|
|
33.
|
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
|
230023, г. Гродно, ул.Ожешко, 22
|
Ровба Евгений Алексеевич
|
+375 152 73-19-00
|
|
34.
|
Государственное учреждение образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
|
220 103, г.Минск, ул. Калиновского,4
|
Моисеенко Владимир Григорьевич
|
262-46-12; 263-73-78;
|
|
35.
|
Государственное учреждение образования «Командно-инженерный институт» МЧС Республики Беларусь
|
220118, г. Минск, ул.Машино-строителей, 25
|
Полевода Иван Иванович
|
340-35-57; 345-33-38
|
|
36.
|
УО «Международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова»
|
220009, г. Минск, ул.Долгобродская,23
|
Кундас Семен Петрович
|
230-69-98;
|
|
37.
|
УО «Минский государственный высший авиационный колледж»
|
220096, г. Минск, ул.Уборевича, 77
|
Лапцевич Александр Анатольевич
|
341-66-32 (т/факс)
|
|
38.
|
УО «Минский государственный высший радиотехнический колледж»
|
220005, г. Минск, пр.Независимости, 62
|
Анкуда Сергей Николаевич
|
292-62-85; 331-89-45
|
|
39.
|
УО «Минский государственный лингвистический университет»
|
220034, г. Минск, ул.Захарова, 21
|
Баранова Наталья Петровна
|
288-15-44
|
|
40.
|
УО «Могилевский высший колледж Министерства внутренних дел Республики Беларусь»
|
212011, г. Могилев, ул. Крупской, 67
|
Колесник Геннадий Леонидович
|
(0222) 27-21-77
|
|
41.
|
УО «Могилевский государственный университет продовольствия»
|
212027, г.Могилев, пр.Шмидта, 3
|
Шаршунов Вячеслав Алексеевич
|
(0222) 48-00-11; (0222) 48-33-30
|
|
42.
|
УО «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»
|
212022, г.Могилев, ул.Космонавтов,1
|
Бондаренко Константин Михайлович
|
+375 0222 28–41–67
|
|
43.
|
УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина»
|
247760, Гомельская обл., г. Мозырь, ул.Студенческая, 28
|
Валетов Валентин Васильевич
|
+375 (0) 2351 2-43-16; +375 (0) 2351 2-43-14
|
|
44.
|
УО «Полоцкий государственный университет»
|
211440, г. Новополоцк, ул.Блохина, 29
|
Лазовский Дмитрий Николаевич
|
(0214) 53-21-61; 51-13-93
|
|
45.
|
УО «Полесский государственный университет»
|
225710, г.Пинск, ул. Днепровский Флотилии, 23
|
Шебеко Константин Константинович
|
(0165) 312160; факс: (0165) 312195
|
|
|
|||||
Государственное учреждение образования "Институт подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси"
|
г. Минск, ул. Кнорина, 1
|
Шкурко Владимир Валентинович
|
280-01-41
|